Как сделать «город для людей», или Урбанистика по-жуковски

2099

В Жуковском открылось отделение «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца

Пока город пребывал в ковидном карантине, основная активность развивалась в соцсетях и чатах. В конце марта открылся новый чат «Горпроекты – Жуковский». «Очень скоро здесь начнется активность, – объявили модераторы – Будут интересные задачи, придуманные для того, чтобы города стали лучше. Будут люди, с которыми можно пообщаться на тему урбанистики. Будут муниципальные депутаты из разных городов, которые могут поделиться с вами своим опытом. Вместе мы будем стремиться к тому, чтобы ваш город был удобным, красивым, а главное, чтобы он был для людей. Мы будем делать все, для того чтобы вскоре этот чат стал настоящим отделением Городских проектов в Жуковском».

«Городские проекты» – некоммерческая организация Ильи Варламова и Максима Каца, которая привлекает внимание к городским темам для формирования общественного запроса на удобные города. Основные направления – образовательное, исследовательское и выдвижение социальных инициатив. По сути, с появлением данного проекта в Россию пришло понимание урбанистики – науки, посвященной развитию различных городских систем, их взаимодействию между собой в целях комфортного проживания граждан. Пока это течение распространилось на мегаполисы, однако проект динамично развивается и в него включаются все больше людей по всей стране. В настоящий момент Горпроекты имеют отделения уже в 504 городах России, у движения 19 737 сторонников, из них 30 активистов в Жуковском.

ЖВ поговорили с волонтерами проекта о возможностях развития комфортной среды в наукограде, урбанистике и диалоге общества и власти.

Как появилась идея открытия отделения Горпроектов в Жуковском?

Виталий Куленко. «Городские проекты» решили, что пришло время расширяться и идти в регионы, чтобы просвещать жителей на тему современного планирования городов, чтобы они стали безопасными и красивыми. Для маленьких городов, как Жуковский, это хороший задел на будущее, а города покрупнее, такие как Томск и Самара уже сформировали крупные отделения и избрали несколько депутатов на прошедших в воскресенье выборах, которые будут об этом говорить не только в социальных сетях, но и с трибуны местных парламентов. Присоединиться к отделению своего города можно через сайт, заполнив анкету с информацией о себе.

Иван Кулагин. Эдуард Захаров создал тематическую группу в «Вконтакте» для обсуждения улучшения городской среды. Люди все больше начали вовлекаться в эту тему и захотели сами начать что-то менять.  Решили создать беседу в мессенджере, после чего все закрутилось и завертелось. У жителей города возник запрос на улучшение инфраструктуры. Читая записи Эдуарда, они захотели попробовать изменить что-то в плане транспорта, дорог, внести свою лепту ради общего комфорта.

Почему лично вы решили присоединиться к Горпроектам?

Виталий Куленко. Я присоединился еще до появления отделения в Жуковском, поучаствовав в предвыборной кампании Даши Бесединой в Москве, набрался опыта из первых уст, так сказать. А до этого повышал свою осведомленность, читая и смотря блоги Ильи Варламова и Аркадия Гершмана, теперь и сама Даша ведет свои каналы в телеграме и на ютубе. У Максима Каца, одного из основателей Горпроектов, появился интересный канал.

Иван Кулагин. Я решил присоединиться к Горпроектам, чтобы менять наш город к лучшему – создавать удобства, как для себя, так и для других. Помогать опытным урбаристам вносить предложения в их проекты. Пытаться самим создать что-то новое и необычное. Узнать для себя, что такое урбанистика и что она из себя представляет.  В конце-концов, я вступил сюда, чтобы попробовать себя в новой роли.

Проводилось ли Горпроектами какое-либо исследование по Жуковскому? Интересно мнение экспертов, насколько наш город с точки зрения урбанистики комфортен для проживания?

Виталий Куленко. Жуковский мог бы быть очень крутым по европейским меркам городом, он таким исторически задумывался. Но, к большому сожалению, абсолютно все города мира проходят различные этапы своего развития, и Жуковский не исключение. Например, один из этапов  – это повсеместная автомобилизация. Сейчас, наверное, каждый житель нашего города, который пользуется автомобилем, понимает, что нехватка парковочных мест это большая проблема. Причем визуально нам кажется, что «запаркован» весь город, хотя при этом на дорогах не так уж много машин, как, например, в Москве. Европейские города тоже через всё это проходили, только это было, наверное, уже лет 50 тому назад. Уже тогда они осознали, что это проблема и её нужно решать, и построили многоэтажные надземные и подземные паркинги, некоторые из них, кстати, очень и очень красивые. При этом машин у них меньше не стало, их у них даже больше, чем у нас, просто города грамотно перепланировали так, чтобы не казалось, что весь город это одна большая парковка. У машин своя отдельная парковочная зона, у людей своя отдельная жилая зона, и они не пересекаются.

Жуковский очень комфортный город для перемещения на велосипеде и мог бы быть не хуже города Альметьевск республики Татарстан, если бы в нем была создана такого же уровня велосеть, которая охватывает весь город без разрывов, как сейчас это у нас, когда отдельно взятые велодорожки никак не связаны между собой, просто ведут из ниоткуда и в никуда.

Отдельная тема с безопасностью дорог. В нашем городе многие дороги не безопасны и сделаны по устаревшим ГОСТам, ничего общего с современным мировым опытом БДД не имеющим. Весь мир стремится к «Vision Zero», это международная программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Концепция строится на принципе «нулевой терпимости» к смертности на автодорогах. Но это пока что не про Жуковский, к сожалению. Хотя Москва уже начала делать определенные шаги в этом направлении, как раз благодаря основному отделению Горпроектов.

По поводу системы общественного транспорта: она полностью деградировала. В том виде, в котором мы имеем её сейчас, пользоваться ей невозможно. В городе нет не только нормальных комфортных просторных низкопольных автобусов, что очевидно каждому, но и нормальной навигации тоже нет, маршруты не актуальны, они слишком длинные, из-за этого часто дублируют друг друга и очень редко ходят, а системы бесплатных пересадок с маршрута на маршрут и схем на остановках вовсе нет. Системы общественного транспорта могут работать по совсем иным правилам, цель которых – удобство горожан.

Эдуард Захаров. Горпроекты провели исследование в Жуковском, документ передали в Совет депутатов и администрацию города. Нам ответили, что будут пытаться имплементировать наши предложения, и поблагодарили.

Из презентации Горпроектов:

«Город должен предоставлять человеку возможность взаимодействовать с окружающей обстановкой разнообразными и интересными способами. На улицах должны быть малые архитектурные и ландшафтные формы, объекты уличного искусства, которые могут заменяться с течением времени. Если горожанин ощущает себя принимаемым и уважаемым, то ему становится не нужно защищаться от окружающей среды, проявляя агрессию по отношению к себе, другим людям, городскому имуществу…

В настоящее время Жуковский практически не предоставляет жителям комфортной среды, где приятно находиться и с которой хочется взаимодействовать. Пешеходные дорожки часто темны узки разбиты и грязны, шум автомобилей и выхлопные газы ощущаются практически везде. При перемещении по городу пешком или на велосипеде ощущается дисбаланс места, отданного автомобилям и пешеходам с велосипедистами. Широкая, а иногда и чрезмерно широкая проезжая часть контрастирует с узкими тротуарами, которые очень часто еще и огорожены заборами, не выполняющими никакой полезной функции. Провозглашается, что это нужно для безопасности. Подсознательно ощущается, что пешеход для города — это обуза, от которой хочется отгородиться и отмахнуться…

В городе имеются как примеры очень удачного благоустройства, например, набережная реки Быковка, так и примеры устаревшего и просто неудачного благоустройства, например, сквер вдоль улицы Фрунзе рядом со зданием администрации. Там стоят только ряды лавочек, повернутых к проезжей части…

Нужно незамедлительно начать исправлять те ошибки, которые быстро и дешево исправить — отрегулировать фазы светофоров, расширить парковочную инспекционную службу, начать массовый демонтаж заборов, убрать парковку напротив ДК, вернуть уничтоженные удобные пешеходные переходы и разметить новые в местах, удобных людям. Следует активно изучать передовой иностранный и российский опыт развития городов, начать внедрение практик «тактического урбанизма», когда производится временное изменение общественных пространств дешевыми и простыми методами, чтобы изучить, насколько хорошо то или иное решение воспринимается людьми.

Как вы взаимодействуете с городской властью? Удалось реализовать какие-то проекты, или решить текущие проблемы?

Эдуард Захаров. Взаимодействуем как жители города. Какие-то подвижки есть. Например, центральная площадь теперь не парковка. У меня под окном рабочие прямо сейчас разбирают завал мусора, о котором я упоминал. Зимой был пост о неудовлетворительном качестве очистки тротуара по ул. Чкалова и Дзержинского, с утра все было в порядке. Похоже, сработал довод про то, что если убирать слякоть во время оттаивания, то не придется потом долбить лед.

Виталий Куленко. Получилось добиться обновления тротуара на улице Дугина. Теперь там хороший, новенький, гладкий и без луж. Полгода я настойчиво поднимал этот вопрос перед МТДИ Московской области и вот результат. В планах добиться  устранения  двух разрывов велосети: на ул. Дугина и на ул. Мясищева. Тогда улица Гудкова соединится с кольцом велодорожек Наб.Циолковского-Дугина-Гагарина-Мясищева. Начнет вырисовываться потихоньку сеть.

Иван Кулагин. У нас в городе есть проблемы, которые элементарно решаются и в каких-либо координатных изменениях не нуждаются. Тот же тротуар, ведущий из сквера в сторону ул. Ломоносова, или же островок безопасности на ул. Гудкова, при переходе. Вернуть облик старому город – ничего не стоит.  На это не нужно выделять средства.  Достаточно просто убрать вентфасады с домов в центре города.  Демонтируя ненужные заборы вдоль дорог, мы сможем пополнить городской бюджет. Нужно просто желание изменить город и активность самих жителей в решении городских проблем.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.