Сами не сделаем и другим не дадим

3719

Как в городе, где находится улица Амет-хана Султана,  долго и мучительно рассматривают вопрос о мемориальной доске на доме, где жил легендарный летчик-испытатель

В этом году исполняется  100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Амет-хана Султана, который является одним из символов Жуковского периода расцвета авиационной науки. В городе есть одноименная улица и, пожалуй, это именно тот жуковчанин, имя которого знают все, вне зависимости от возраста и образования. В городе живет внучка известного летчика-испытателя – Вероника. Однако до сих пор на доме 13 по ул. Маяковского, где проживал Амет-хан Султан, нет мемориальной доски.

В преддверии юбилея с предложением установить в городе мемориальную доску великому летчику обратились члены региональной общественной организации «Община крымских татар в городе Москве», а также инициативная группа жителей. Проект выполнен скульптором из Симферополя Айдером Алиевым. Как рассказали представители общественной организации, в юбилейный год памятные мероприятия пройдут в Крыму, на родине Амет-хана Султана, и в Жуковском – городе, с котором он навсегда связан любовью к авиации. Прекрасное начинание, с которым вроде бы никто не спорит, однако эксцессы исполнителей, временами перерастающие в неприкрытый шантаж, как всегда смазали картину.

Общественная организация «Община крымских татар в городе Москве»  обратилась с предложением сделать за свой счет то, что город должен был сделать самостоятельно уже очень давно. Хотя бы потому, что уже долгие годы мы живем успехами прошлого, которые и правда были легендарными. Так случилось, что изначально представители татарской общины попали на фонд «Легенды авиации» и конкретно на депутата Михаила Агафонова, который вдруг стал главным по городской памяти. Людям, вышедшим с инициативой, объяснили, что мемориальную доску установить довольно сложно, а вот еще один бюст в сквере на Маяковского, в самый раз. Не забыв озвучить довольно внушительную сумму на его изготовление, которым, естественно займется фонд «Легенды авиации».

Сомнительная страсть к монументальности

Оглядываясь в прошлое, несмотря на нашу критику всех глав, очевидно, что бюсты в сквере стали возможны исключительно при Андрее Войтюке, который всегда мечтал отлить свое руководство городом в граните. Сначала на памятник Николаю Егоровичу Жуковскому нанесли позолоченную надпись, напоминающую, кому в центре города этот самый памятник установлен. Мысль о том, что это и так все знают, видимо, в голову не пришла. А может, это все было и не в назидание потомкам, а напоминание себе. Решив не останавливаться на полпути, перешли сразу к памятникам в сквере. Однако эта сомнительная идея даже с точки зрения эстетики множества памятников в центре города, еще и вызвала недоумение у старой научной гвардии, многие из которых знали «увековеченных» ученых лично. Арсений Дмитриевич Миронов даже написал свое мнение в ЖВ, отметив, что когда увидел бюсты, «испытал шок». «Выбор места и компоновки ареопага противоречат здравому смыслу, – отмечал авторитетный ученый. – Реализация этого сооружения в сквере ул. Маяковского не соответствует установившемуся использованию сквера для прогулок и места отдыха. Кроме того, расположение доминирующего на местности памятника Н.Е. Жуковскому, повернувшегося к конструкторам задом, вызывает недоумение и свидетельствует о том, что у автора полностью отсутствуют знания правил дизайна. На этом фоне кажутся мелким отсутствие системы в последовательности размещения бюстов: ни по первой букве фамилии, ни по возрасту, ни по признакам совместной деятельности – (Микоян-Гуревич, Миль-Тищенко). Качество скульптур, сходство с оригиналами, специфические признаки лиц не нашли отражения. Впечатление такое, что скульптор имел одинаковые “болванки” и к одним приделал шевелюру, к другим очки, к третьим элементы различной одежды. Нет индивидуальных черт, отражения особенностей характеров. Мне это стало ясно, так как я встречался со всеми изображенными людьми (кроме Поликарпова Н.Н. и Петлякова В.М.)».

Однако мнение людей на организаторов этого перфоманса в сквере никакого впечатления не произвело, места еще много, разгуляться есть где, тем более, учитывая финансовую сторону вопроса. Именно поэтому общественной организации «Община крымских татар в Москве», предложившей установить мемориальную доску Амет-хану Султану, так настойчиво предлагали сделать бюст героя, позиционируя это как практически единственный вариант увековечивания памяти дважды героя Советского Союза. То есть, благотворительный фонд «Легенды авиации» за долгие годы не смог установить мемориальную доску Амет-хану Султану (и не только ему), а когда это предложили сделать другие за свои собственные средства, Михаил Агафонов выступил в стиле рыночных «братков» из лихих 90-х, которые брали дань со всех, кто был на территории. Видимо, легенды у каждого свои. Правда,  в этом случае возникает довольно простой вопрос: на каком основании Михаил Агафонов решил стать главным по памяти об авиационном прошлом?

Комиссия по формальному признаку

Актуальный состав комиссий по рассмотрению предложений по установке памятных знаков на территории г.о. Жуковский был определен 8 мая 2020 года Постановлением главы города № 576. Как и предполагалось, Михаил Агафонов в нее не входит, так что все заявления могут исходить исключительно от имени фонда «Легенды авиации», а не от комиссии, в которой он не состоит.

Однако состав комиссии также вызывает вопросы, так как состоит исключительно из сотрудников администрации, за исключением председателя Совета депутатов Бориса Аубакирова. При этом в Положении о порядке установки мемориальных досок, которое было принято депутатами в 2009 году, прописано, что в состав комиссии входят представители администрации городского округа Жуковский, Совета депутатов городского округа, общественных объединений и организаций. Ни одного представителя общественной организации в комиссии нет, что противоречит не только положению, но и здравому смыслу. Ведь именно члены комиссии должны рассмотреть предложения, дать оценку, а также определить, может ли память о предложенном человеке увековечена мемориальной доской или нет. А для этого все-таки нужны представители общественных организаций. Например, в составе Общественной палаты есть историк авиации Андрей Симонов, который лучше всех может рассказать о каждом летчике-испытателе или ученом, благодаря которым Жуковский стал центром авиационной науки. Однако чиновники решили обойтись без экспертов и представителей общественности.

Предложения от жителей и родственников не рассматриваются

Роль жуковчан в увековечивании лиц города сведена на нет и в самом положении о порядке установки мемориальных досок. Несколько лет назад у меня возникла идея, чтобы инициатива по мемориальным доскам шла снизу, от людей. Я решила попробовать на доме летчиков (Чкалова, 2), потому что в нем жила моя прабабушка, почетный житель города Алиса Моисеевна Знаменская. Я планировала провести собрание жителей, и если большинство согласны подать свое предложение вместе с протоколом собрания в администрацию. Однако мне быстро указали на бессмысленность моих действий, потому что, согласно положению, комиссия рассматривает предложения об установке памятных знаков только от государственных органов, органов местного самоуправления городского округа Жуковский, обращения организаций различных форм собственности, общественных объединений. Отдельным пунктом прописано, что обращения родственников граждан, память которых может быть увековечена, комиссией не рассматриваются. Смысл таких ограничений мне не совсем понятен, потому что предложение все равно потом рассматривают на соответствие, а само обращение подкрепляется официальными документами о заслугах человека. И если масштаб личности, по мнению комиссии, недостаточно масштабен, то она отвечает отказом. При этом инициатива от жителей дома, где проживали легенды Жуковского, была бы вполне логична, потому что многие общались с этими известными личностями при жизни, в отличие от чиновников и общественных организаций. Возможно, именно этим мог бы заняться сын заслуженного летчика-испытателя СССР Михаила Кондратьевича Агафонова депутат Агафонов, вместо заполнения сквера безликими бюстами.

Дело городской важности, Или тест на порядочность

Устав от настойчивых предложений по финансированию бюста вместо мемориальной доски, представители московской общины крымских татар вместе с жителями города и внучкой Амет-хана Султана Вероникой пришли на прием к главе города Юрию Прохорову. Они изложили свое предложение, объяснили, что на доме 13 по ул. Маяковского есть уже две мемориальных доски, так что технически нет никаких препятствий для установления третьей дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану. А заодно показали макет памятного знака, который был продуман до мелочей. Юрий Прохоров с доводами согласился, теперь инициаторам нужно выходить со своим предложением на комиссию.

И по результатам станет ясно, будет ли Жуковский одной из двух площадок празднования  столетнего юбилея Амет-хана Султана, или увековечится лишь в анекдоте про то, как сами за долгие годы не установили мемориальную доску на доме,  и другим не позволили, из-за необъяснимой любви к бюстам. Хотелось бы, чтобы возобладал здравый смысл. В противном случае можно сдать вывески «наукоград» в металлолом, а еще лучше, переплавить на бюсты в сквере.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.