Летные испытания нового бортового оборудования в компаниях ОАК

1985

На летно-испытательных базах компаний, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), расположенных на территории аэродрома ЛИИ в Жуковском, нынешним летом осуществляется ряд перспективных летных программ

Компания «Региональные самолеты»

В ЛИК компании «Региональные самолеты» (бывш. «Гражданские самолеты Сухого»), которая сейчас является филиалом корпорации «Иркут», на опытном образце самолета «Суперджет-100» (SJ-100) проводятся летные испытания новой установки охлаждения воздуха (УОВ) отечественного производства, входящей в систему кондиционирования воздуха (СКВ). Российскую УОВ планируется устанавливать на модификацию самолета SJ-100 – авиалайнер SSJ- New.

Система УОВ отвечает за три важнейший процесса: подачу свежего воздуха для дыхания людей и поддержания нормального уровня давления в полете (наддув), вентиляцию отсеков самолета, регулирование температуры в кабине экипажа и в салоне. Устройство охлаждает горячий воздух, поступающий от двигателей или вспомогательной силовой установки воздушного судна, чтобы создать комфортные условия при любых, в том числе и экстремальных температурах наружного воздуха.

Компания «Теплообменник» разработала и изготовила установку охлаждения воздуха и входящие в нее агрегаты в соответствии с техническим заданием компании «Региональные самолеты (РС)», аналогичные по массово-габаритным и техническим характеристикам установке, применяемой в СКВ SJ-100. На сегодняшний день система УОВ разработки и производства АО «ПКО «Теплообменник» состоит на 90% из отечественных комплектующих. В кооперации в качестве поставщиков участвуют около десяти отечественных предприятий. Ожидается, что к моменту ввода в эксплуатацию авиалайнера SSJ-New оставшиеся 10% будут также замещены отечественными комплектующими.

Машина модели SSJ-New – это версия регионального авиалайнера «Суперджета-100» с максимальным импортозамещением компонентов и систем. Этот проект назвали SSJ-New. В ходе реализации программы SSJ-New концерн «Радиоэлектронные технологии (КРЭТ)» предложил использовать унифицированные комплексы авионики для отечественных авиалайнеров SSJ-New и МС-21, базирующиеся на компонентах российской разработки и производства.

В конце декабря 2019 г. были озвучены планы Минпромторговли России о выделении в 2020 г. 14,8 млрд. руб. на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по программе Superjet-New (шифр «SSJ-NEW-2020») в модификации с максимальным количеством компонентов и систем российского производства. Работы должны быть выполнены до 15 декабря 2021 г. Стоит напомнить, что в 2018 г. для реализации новой программы по «Суперджету-100Р» (прежнее название проекта по новой модели «Суперджета») из резервного фонда правительства России намечалось выделить 6 млрд. руб.

Заметим, что статью о летных испытаниях отечественной навигационной системы БИНС-2015, которую планируется устанавливать на усовершенствованную модель регионального самолета «Суперджет-100» (проект SSI-New), ЖВ опубликовали в № 28 за 2020 г.

Следует сказать, что 21 июля нынешнего года на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре компании «Региональные самолеты» первый полет совершил очередной серийный пассажирский самолет «Суперджет-100». Новое воздушное судно с заводским номером 95204 имеет регистрационный номер RF-89144 и предназначено для авиакомпании «Россия». Это уже 204й самолет этого типа и седьмая серийная машина в нынешнем 2020 г.

Компания «Ильюшин»

В Летно-испытательном центре (ЛИЦ) им. В.К.Коккинаки в Жуковском приступили к сертификационным испытаниям модернизированного навигационного комплекса для широкофюзеляжных авиалайнеров семейства Ил-96. Испытания проводятся на борту летающей лаборатории – машине Ил-96-300.

Комплекс авионики авиалайнера модернизирован специалистами «Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). По заявлению разработчиков, усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) позволяет авиалайнеру следовать по маршруту с допустимым отклонением не более 1 морской мили и осуществлять приземление в условиях плохой видимости с допустимым отклонением не более 0,3 морской мили. Применение модернизированного навигационного комплекса повысит безопасность полетов и позволит упростить экипажам процесс захода на посадку.

Представитель разработчиков сообщил, что «разработка соответствует последним требованиям к навигационному оборудованию широкофюзеляжных авиалайнеров, совершающих полеты в Европейской общей авиационной зоне, в том числе над безориентирной местностью – океанами, пустынями, протяженными лесными массивами. Такие маршруты являются наиболее сложными для навигации, поскольку пилоты не могут определить местоположение самолета визуально и ориентируются в пространстве с помощью приборов».

По словам исполнительного директора госкорпорации «Ростех», куда входит КРЭТ, Олега Евтушенко, новый навигационный комплекс создан на российской элементной базе с учетом действующих международных требований к системам навигации. В госкорпорации «Ростех» планируют завершить его сертификацию к концу нынешнего года.

Модернизированное БРЭО получат самолеты типа Ил-96-300, часть элементов пилотажно-навигационного комплекса будет применяться на перспективном самолете Ил-96-400М.

Первый образец широкофюзеляжного лайнера Ил-96-400М сейчас находится в цехе окончательной сборки Воронежского авиазавод (ВАСО). В настоящее время завершается стыковка агрегатов планера и ведется монтаж самолетных систем.

Машина Ил-96-400М будет полностью состоять из комплектующих отечественного производства. На новом авиалайнере собираются установить четыре двигателя отечественного производства ПС-90А1 с тягой на взлете 17,4 тс. Мотор ПС-90ПСА1 является модификацией двигателя ПС-90А. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А составляет 98%. Данная модификация ПС-90А сертифицирована в 2007 г.

Согласно «свежей» информации ОАК по проекту машины Ил-96-400М строительство самолета планируется завершить к концу 2020 г. Первый полет опытного образца Ил-96-400М намечен на 2021 г. в Воронеже. После этого усовершенствованный авиалайнер будет передан для наземных и летных испытаний специалистам ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ил», расположенный в Жуковском. Вначале пройдут заводские летные испытания самолета, затем дополнительные сертификационные испытания, которые в должны завершиться выдачей дополнения к сертификату типа – одобрения главного изменения конструкции.

Самолет Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии – на основе машины Ил-96-400Т, которая отличается от базового варианта – самолета Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Вместимость авиалайнера Ил-96-400М составляет 390 пассажиров.

Серийное производство Ил-96-400М развернуто на Воронежском авиазаводе, на котором продолжают строить машины семейства Ил-96. Первые пять самолетов, которые намечено построить в 2020–2023 гг., получит Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Предполагается, что программа по самолету Ил-96-400М обойдется в 53,4 млрд. руб. Из них 9,9 млрд. руб. пойдет на опытно-конструкторские работы, 1,5 млрд. руб. – на техническое перевооружение ВАСО и предприятий кооперации, а 42 млрд. руб. – на докапитализацию ГТЛК.

Авиалайнер Ил-96-400М должен стать переходным изделием в процессе создания российско-китайского двухдвигательного дальнемагистрального самолета CR929 большой пассажировместимости.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"