На протяжении многих лет в ЦАГИ ведутся научно-исследовательские работы по созданию перспективного магистрального самолета схемы «летающее крыло»
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в Институте недавно выполнена и подготовлена к испытаниям усовершенствованная аэродинамическая модель воздушного судна схемы «летающее крыло» (ЛК) с объединенными крылом и фюзеляжем.
Специалисты Опытного производства (ОПИ) ЦАГИ изготовили из стали и алюминиевых сплавов модель ЛК с перспективной компоновкой. Модель изготовлена в масштабе 1:33, имеет длину более одного метра и размах крыла – 1,8 метра. Конструкция модели ЛК монолитная, представляет собой массивный центроплан с пристыкованными к нему консолями крыла и V-образным двухкилевым хвостовым оперением. Благодаря небольшому числу деталей (93 единицы) изготовление ЛК не представляло для ОПИ большой сложности.
В ближайшее время начнутся испытания модели ЛК в трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ) Института Т-128. Специалисты ЦАГИ собираются изучить интегральные аэродинамические характеристики модели на крейсерских режимах полета, в том числе и со снятыми мотогондолами для количественного определения величины аэродинамической интерференции. Планируется также провести визуализацию обтекания модели ЛК.
Исследования по формированию облика пассажирского лайнера схемы ЛК ведутся в ЦАГИ в рамках НИР «Линия» и «Магистраль-технологии». Ранее была спроектирована и испытана в аэродинамических трубах ЦАГИ специальная тематическая модель с различными вариантами расположения силовых установок и геометрии хвостового оперения. Проведенные эксперименты показали неблагоприятную интерференцию при верхнем расположении мотогондол двигателей.
Как сообщила пресс-служба Института, в новой конфигурации выделен фюзеляж, что позволяет увеличить пассажировместимость. Это, по мнению специалистов, благоприятно повлияет на аэродинамическую интерференцию c двигателями на верхней поверхности центроплана воздушного судна.
По мнению специалистов, воздушное судно схемы «летающее крыло» – одна из самых перспективных конфигураций для будущих дозвуковых пассажирских и грузовых самолетов гражданской авиации. Основное ее преимущество – это возможность получить высокое аэродинамическое качество на крейсерском режиме полета (более 23) и кардинально уменьшить шум на местности путем экранирования двигателей элементами планера самолета. Предполагается, что пассажиров можно будет с комфортом разместить на двух палубах ЛК. Это позволит не только перевозить больше людей, но и улучшить удельные характеристики воздушного судна, включая аэродинамику, вес и потребление топлива.