«Для чиновников школы — это здания, для нас школы — это дети и педагоги»

2413

Ситуация с возможным слиянием второй и третьей школ стала, пожалуй, самой резонансной темой начала года. При этом родители школы № 3 высказывали свое категорическое несогласие с самим фактом объединения часто и громко, а вот родителей школы № 2 практически не было слышно, что истолковывалось всеми по разному: чиновники считают, что молчание – знак согласия, а родители объясняют это отсутствием информированности.

В редакции ЖВ представители родителей двух школ Ангелина Истомина и Ольга Вайдуллоева обсудили сложившуюся ситуацию и еще раз обозначили свое мнение.

Родители третьей школы получили ответы на свои официальные обращения?

Ангелина Истомина
(школа № 3)

Мы начали общаться с чиновниками 16 января, именно тогда в администрацию города поступил протокол несогласия с предложенным объединением. В этот же день родители учеников третьих, четвертых, шестых, восьмых классов с утра уже были в Управлении образования. А после обеда появились родители начальных классов, которые озвучили три вопроса и ни на один не получили ответа.
Если вопрос в том, что наши начальные классы находятся во второй школе, где занимают шесть кабинетов, то мы, родители, готовы сделать реконструкцию пристройки к нашей школе, чтобы получилось полноценное крыло для младшей школы. Причем родители не требовали, а готовы были сами включиться в эту работу, вплоть до реализации проекта частно-государственного партнерства. Однако диалог закончился, так и не начавшись: когда от нас поступило предложение включить кого-то из родителей в рабочую группу по вопросу слияния школ, первый заместитель главы города Ольга Редькина удивилась: «А зачем? Ваш директор потом вас уведомит».

Наша позиция проста: защита прав своих детей на качественное образование. И мы планомерно будем двигаться в этом направлении. До 21 января были подготовлены обращения в 15 инстанций, собрано 844 подписи родителей учеников школы и отправлены адресатам. 23 января представитель родителей был на приеме у губернатора, в течение 10 дней нам будет дан ответ. При этом я хочу подчеркнуть, что родители по-прежнему готовы на конструктивный диалог, нам не нужно здание второй школы, нам нужно качественное образование. Нам рассказывают, что будут общеобразовательные классы, при этом школа останется третьей, со своим уставом, как вообще это можно будет совместить? Значит, надо либо менять устав, а это потеря уникальности языковой школы, либо общеобразовательные классы просто после переходного периода исчезнут. Кстати, нам все время чиновники говорят, чтобы мы не волновались, так как дети из второй школы постепенно уйдут и нас еще после этого обвиняют в отсутствии заботы о детях. Это уже не конфликт просто из-за двух школ, это конфликт мировоззрений, для чиновников школы − это здания, а для нас школы − это дети и учителя. Пока, к сожалению, чиновники администрации нас не слышат, поэтому и приходится выходить на следующий уровень вертикали власти.

Все время говорят о том, что родители третьей школы высказывают свое мнение, а родители второй школы молчат, значит их все устраивает. Так ли это?

Ольга Вайдуллоева
(школа № 2)

Сразу хочу сказать, что я представляю часть родителей второй школы, хотя и многочисленную. Первую неделю всей этой истории я молчала, изучая и анализируя ситуацию. С одной стороны, третья школы занимает часть наших помещений и мы вроде бы уже по крайней мере территориально объединены. С другой стороны, разница в учебных программах очевидна всем. Даже обсуждая технические моменты объединения понимаешь, что это пойдет не на пользу нашим детям. По сути, вторая школа будет упразднена, потому что она вольется в третью.
Что касается молчания, то это не совсем так: мною было составлено обращение к губернатору Московской области, которое подписали члены классных родительских комитетов, оно дошло до адресата, сейчас эта ситуация на контроле у губернатора.

Мотивы резкого неприятия этой идеи родителями третьей школы понятны, они хотят сохранить единственную языковую школу в Жуковском, если говорить по факту, а не по прибавлению к названию. Какие мотивы у вас?

Ольга Вайдуллоева. Вы не поверите, но те же: мы хотим сохранить свой педагогический коллектив, атмосферу сложившегося учебного процесса. Третья школа не просто школа с углубленным изучением английского языка в каких-то классах, там весь процесс построен под это. У нас предполагается углубленное изучение информатики в старших классах, в прошлом году некоторые ученики показали прекрасные результаты по ЕГЭ именно в технических дисциплинах. Во второй школе, как и в третьей, давно сплоченный, сработавшийся коллектив, а теперь все собираются смешать и взболтнуть, ничего хорошего это не сулит. У нас сейчас директор не имеет достаточного опыта для того, чтобы в таких стрессовых условиях сохранить коллектив.

Ангелина Истомина. Я хочу добавить, что многое объясняет методическая программа повышения качества образования в школах г.о. Жуковский, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, которую мы случайно нашли на сайте администрации. Причем там два варианта: в первом указана только школа № 2, а в приказах уже добавляются 4 и 6 школа. Причем там есть «опечатка по Фрейду» − в одном месте вместо четвертой стоит третья школа. Так вот к этой программе есть дорожная карта, в которой четко прописаны все мероприятия и сроки их выполнения. И в этой дорожной карте указано, что на должность директора второй школы нужен человек, обладающий знаниями стратегического менеджмента. Этого сделано не было, как и многое другое, прописанное в дорожной карте.

Ольга Вайдуллоева. Мы выбирали школу по программе. Надо понимать, что у каждого родителя свои приоритеты и у каждого ребенка свой характер. Я, например, не хочу на начальном этапе грузить своего ребенка еще и иностранным языком, потому что сама, как преподаватель японского языка, знаю, что это очень большая нагрузка. И мы все выбирали учителей, именно этот коллектив. А сейчас получается, что при слиянии наших детей просто психологически «переламывают», что для меня недопустимо. Это колоссальный стресс для детей.

Эла Знаменская
«Жуковские вести»

У меня старшая дочь училась в третьей школе и я очень рада, что так случилось, а младшую я сознательно не отдала в третью, и тоже безумно рада этому факту, потому что дети разные. Это как физкультура и большой спорт, когда важны не только способности, но и в первую очередь характер. В третьей школе ребенок находится под определенным прессом, он должен «пахать» и выдерживать большую нагрузку. Никто не будет нянчиться или уделять внимание отстающим, объясняя уже пройденную тему…

Ангелина Истомина. У меня дочь ходила в третью школу на подготовительные курсы и могу сказать, что главный их функционал − приучить ребенка к требованиям, я бы даже сказала к требовательности третьей школы. Мой ребенок прошел отбор, однако я понимаю, что если она чисто физически не сможет потянуть такие нагрузки, то надо будет переводить в другую школу, с более мягкой программой, более мягкими условиями обучения.

Ольга Вайдуллоева. У нас в школе как раз такой мягкий, индивидуальный подход к детям. Это школа с домашней атмосферой. Учителя начальных классов могут после уроков сидеть и объяснять каждому то, что осталось непонятным на уроке. И, конечно, мы хотели бы оставить обучение в таком формате. При этом, если говорить о пресловутом рейтинге, то поднять вторую школу реально, было бы желание. У нас есть потенциал развития в углубленном изучении информатики и других направлений. Я даже ходила в Управление образования со своими предложениями, на словах мою инициативу поддержали, однако в дальнейшем никаких действий не последовало. И если уже говорить об объединении, то логичнее было объединять школы со стандартными программами обучения, и чтобы это реформирование проходило под руководством такого профессионала со стратегическим мышлением, как например, Ольга Алферова. Конечно, идеальный вариант все же заняться развитием школы № 2 не только на бумаге. Зачем идти по пути наибольшего дискомфорта для всех?
Родители второй школы не так активны возможно еще и потому, что им никто, включая директора, еще ничего не рассказал. Если родители третьей школы получили хотя бы какую-то информацию, то нас официально до сих пор не поставили в известность, не было общего собрания всех родителей. Поэтому, на мой взгляд, и реакции нет.

В третьей школе помимо родителей, поднялись и выпускники прошлых лет, потому что это не просто школа, а своеобразное братство… А есть ли родители, которые не поддерживают мнение большинства о вреде объединения школ № 2 и 3?

Ангелина Истомина. Мы сами неоднократно пытались задавать этот вопрос и ни разу не получили утвердительного ответа. Наверное, если у человека есть мнение, его, как минимум, нужно озвучить или написать заявление. Ничего подобного не произошло. При этом надо отметить, что в нашей школе также сложилась уникальная атмосфера, когда ученики, родители и выпускники − это одна большая семья, в которой ты остаешься, даже покинув здание школы. Когда собирали подписи под обращением в различные инстанции, за два дня в школу пришло около трехсот выпускников, чтобы также поставить свою подпись. Более того, выпускники школы, которые разбросаны по всему миру, пишут от себя официальные обращения. Например, писательница Татьяна Устинова, которая поддержала родителей в их стремлении защитить уникальную языковую школу, которую окончили и ее дети.

Сейчас мы наблюдаем непринятие органом исполнительной власти единой позиции педагогов, родителей учащихся и выпускников школы № 3. Это странное решение вытащить школу № 2 из «красной зоны» не путем действительно совершенствования и преобразований в самой школе, а путем присоединения ее к школе № 3 с совершенно другими приоритетами и подходом к учебному процессу может привести к ухудшению положения двух школ. Однако чиновники такой вполне вероятный ход событий просто не рассматривают, их не интересует будущее, достаточно нарисовать красивую картинку в настоящем.

Ольга Вайдуллоева. Для того, чтобы школы выходили из «красных зон», ими надо заниматься, а не увлекаться странными манипуляциями на бумаге. На словах все вроде бы согласны развивать вторую школу, но в действительности этого не происходит, складывается ощущение, что все эти годы нас специально доводили до такого состояния, чтобы потом говорить о несостоятельности и необходимости слияния, а по сути упразднения.

Ангелина Истомина. Родители третьей школы в обещания уже не верят, нам необходимо решение вопроса, а именно, прекращение обсуждения объединения школы с кем-либо, и мы будем планомерно и без сантиментов этого добиваться всеми доступными законными методами. Наверное, со мной многие согласятся, что сегодняшний конфликт в первую очередь спровоцирован неэффективной работой чиновников администрации.

Ольга Вайдуллоева. И у родителей второй школы такая же цель − защитить своих детей от стрессов и ухудшения учебного процесса. В этом родители двух школ едины, у нас общие задачи и мы вместе будем добиваться их решения.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.