105 -летние юбилеи знаменитого ученого и выдающегося испытателя

Январь стал юбилейным для Георгия Ильича Майкапара и Николая Владимировича Адамовича-Иодко

821

Жуковский — это подлинная столица отечественной авиации. Выдающиеся люди, жившие в нашем городе, составляют золотой фонд науки о покорении неба. Среди них — знаменитый ученый ЦАГИ Георгий Ильич Майкапар и выдающийся летчик-испытатель Николай Владимирович Адамович-Иодко. Они родились ровно 105 лет назад — в январе 1915 года еще в Российской империи. Судьба отмерила им долгую и плодотворную жизнь, позволив стать свидетелями зарождения, расцвета и заката Советского Союза. Они пожили и в Российской Федерации. На жизнь Георгия Ильича и Николая Владимировича пришелся золотой век отечественной авиации, в развитие которой они вложили свой неоценимый вклад.

Георгий Ильич Майкапар
(1915-2004)

Он родился еще в Российской империи 4 января 1915 года (22 декабря 1914 года по старому стилю) в Киеве в интеллигентной семье. Его отец возглавлял строительное учреждение. Мама, окончившая Киевскую консерваторию по классу фортепиано, работала аккомпаниатором. Окончив школу-семилетку, Георгий Ильич поступил в строительный техникум. Затем были годы обучения в Киевском авиационном институте. Здесь будущий ученый увлекся изучением теории винтов. В страшном 1937 году молох репрессивной машины затронул и семью Майкапар — органами НКВД был арестован отец Георгия Ильича. Вскоре Киевский авиационный институт перевели в Ленинград. Георгий Майкапар ушел из вуза и окончил заочный институт Гражданского воздушного флота. С 1938 года ученый работал в НИИ Гражданского воздушного флота. В 1940 году жизнь Георгия Ильича круто изменилась — он получил приглашение на работу в Центральный аэрогидродинамический институт и что самое главное — в отдел воздушных винтов. А именно воздушные винты и были главной сферой интересов ученого. Так Георгий Ильич начал работу в Институте, которому посвятил всю свою жизнь. В 1941 году молодой ученый возглавил один из отделов аэродинамики воздушных винтов. Работа данного отдела имела огромное значение для отечественной авиации — именно здесь совершенствовались винты боевых самолетов. Несмотря на тяжелые военные годы Георгий Ильич завершил и в 1942 году защитил кандидатскую диссертацию. Титаническая работа ученого и его коллектива во время Великой Отечественной войны была по достоинству оценена. В 1943 году Георгий Ильич награжден орденом Знак Почета, а спустя два года — орденом Отечественной войны.
После окончания войны ученый осуществил исследования распределения давления на лопастях вращающегося винта и результатом стало получения эпюров (особых графиков) распределения давления на профилях при околозвуковых и звуковых скоростях. Эти работы ученого стали подтверждением основных положений вихревой теории воздушного винта с конечным числом лопастей. В 1949 году Георгий Ильич Майкапар стал лауреатом Сталинской премии. В 1952 году Георгий Ильич защитил докторскую диссертацию. Многие годы ученый занимался теорией несущего винта с конечным числом лопастей, используемой и в современном авиастроении. 1950-е гг. в биографии Георгия Ильича пришлись на исследования центробежных и осевых компрессоров для турбореактивных двигателей. С конца 1950-х гг. ученый активно участвовал в создании научно-исследовательского отделения 8, где организовал новый отдел тепловых исследований гиперзвуковых летательных аппаратов. Георгий Ильич стоял у истоков уникальных экспериментальных установок и экспериментальных методов. Ученый осуществил фундаментальные исследования гиперзвуковых течений и аэродинамического нагрева. Созданный им метод газодинамического конструирования сверхзвуковых летательных аппаратов (волнолетов), основанный на использовании теоретических решений, имел огромное значение для авиационной науки. А точные решения для звездообразных тел стали классическими и использовались для совершенствования аэродинамических несущих форм. Под руководством Георгия Ильича были проведены разработка и исследования большинства гиперзвуковых летательных аппаратов в нашей стране. Ученый внес и значительную лепту в создание первого и единственного советского космического челнока «Буран». За годы своей научной деятельности Георгий Ильич опубликовал более 150 научных работ, среди которых такие труды как «К теории тонкого винта», «К расчету рационального использования сопротивления воздуха при спуске с орбиты спутника», «Аэродинамика гиперзвуковых скоростей» и другие. Дважды (в 1970 и 1976 гг.) ученый был удостоен высшей награды в области авиационной науки — премии имени Н.Е. Жуковского. В 1978 году Георгий Ильич и его коллеги стали лауреатами Государственной премии СССР. Ученый удостоен почетных званий «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» и «Почетный авиастроитель СССР».
Многие годы ученый был преподавателем МАИ, а конспекты его лекций были опубликованы отдельными изданиями. Георгий Ильич являлся и многолетним оппонентом при защите докторских и кандидатских диссертаций. А еще ученый был членом редакционной коллегии журнала «Ученые записки ЦАГИ».
Георгий Ильич был отличным семьянином. Вместе с женой Верой Всеволодовной Келдыш (1919-2005) — сестрой академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, он вырастил прекрасных детей. Дочь Георгия Ильича — Марианна — известный в городе архитектор. В свободное от научных трудов время ученый посвящал отдыху с семьей в горах.
Умер Георгий Ильич Майкапар в Жуковском на девяностом году жизни 30 марта 2004 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.

Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Чаплыгина, д. 14.

Николай Владимирович Адамович-Иодко
(1915-2002)

Родился 17 января (4 января по старому стилю) 1915 года в городе Прилуки Полтавской губернии (ныне Черниговской области). После окончания школы фабрично-заводского училища работал слесарем. В 1940 году окончил Московский авиационный институт. Параллельно с учебой в вузе, занимался в институтском аэроклубе. С 1940 года работал инженером в ЦАГИ, а спустя год перешел в только что созданный летно-исследовательский институт. В 1942 году Николай Владимирович стал летчиком-испытателем Института. За 31 год испытательной работы осуществил ряд важных испытаний, среди которых испытания Ла-7, Як-9В с бустерным управлением элеронами, Ил-2 на прочность, испытания системы автоматического захода на посадку «Полет» на пассажирских самолетах. Также летчик осуществил работы по системам управления и провел испытательные работы на таких самолетах, как Ил-18, Ил-62, Ла-5, Ла-7, Ту-12, Ту-104, Ту-134, Як-1, Як-9, Як-15 и других. 20 сентября 1961 года Николаю Владимировичу Адамовичу было присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Помимо испытательной работы занимался и научными трудами, став автором 14 научных работ и запатентовав 4 изобретения. После ухода с испытаний Николай Владимирович работал начальником эргономической лаборатории. Умер Николай Владимирович Адамович-Иодко 23 июля 2002 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.

Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Маяковского, дом 13.

Автор благодарит историка авиации Андрея Симонова за предоставленные материалы.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут