«Сейчас необходимо готовить по двадцать летчиков-испытателей в год» — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Авиация

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

[20:42 17.02.18]

Российские компании «Кронштадт Аэро» и ЦНТУ «Динамика» разрабатывают беспилотные летательные аппараты (БЛА) схемы «конвертоплан»

[22:46 15.02.18]

Согласно статистическим данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в прошлом году аварийность в российской авиации снизилась по сравнению с предыдущими годами

[20:59 12.02.18]

Пока мы помним, они живы.Штурман Александр Шараев, закончив войну в 25-ом гвардейском Орловском бомбардировочном авиационном  полку (бывшем 746-ом), продолжил после 1945 г. службу в его правопреемнике – 203-ем гвардейском Орловском авиаполку

[12:38 07.02.18]

В конце января текущего года в Институт доставлена консоль крыла авиалайнера МС-21-300 для проведения ресурсных испытаний
ALEX_11_2017.gif

боковой_зима.gif

zhv_sold_6500.jpg

zhv_sold_4500.jpg

юлайф_матросов.jpg
  
kadri_reklama.gif 

zhv_sold_2500.jpg

zhuk_social_web-tl.jpg

poshiv_209_320.jpg









«Сейчас необходимо готовить по двадцать летчиков-испытателей в год»

«Сейчас необходимо готовить по двадцать летчиков-испытателей в год»

20 октября Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В.Федотова исполнится 70 лет. В преддверии юбилея обозреватель ЖВ встретился с начальником ШЛИ Героем России, заслуженным летчиком-испытателем России Александром Крутовым.

– Александр Валерьевич, поздравляю вас и ваших коллег с юбилеем Школы.

Спасибо.

– В советский период количество летчиков, желающих поступить в ШЛИ, всегда превышало количество мест в Школе. Сейчас есть какой-либо конкурс в ШЛИ?

В советское время в ШЛИ принимали столько слушателей, сколько было необходимо для авиапромышленности. Да, количество желающих превышало количество мест в набираемой группе. Сейчас не только конкурса нет, но и нет системы отбора в летчики-испытатели. Эта система, как говорится, умерла.

Расскажу, как я поступал в ШЛИ в конце 70-х годов. Конкурс был большой, но точно сказать в цифрах не могу. Тяжело было пробиться. У меня ушло на это пять лет. В Жуковский приезжали в основном военные летчики, кандидатуры которых были отобраны и утверждены вначале в авиаполку, затем – в авиадивизии, после следовало командование Воздушной армии. Но помимо всего прочего необходимо было иметь знакомых в ШЛИ или в среде летчиков-испытателей, окончивших Школу, которые могли бы похлопотать за тебя.

Во время обучения в ШЛИ приходили представители различных авиационных фирм и интересовались, где бы мы хотели работать после окончания Школы. Окончили девятнадцатый набор самолетного отделения ШЛИ в 1981 г. десять человек, одиннадцатый – Владимир Беспалов погиб во время обучения. Вот такая отлаженная система набор и обучения была в советское время.

Тогда у меня такой вопрос. Допустим, мне 28 лет. Я работаю летчиком в одной из крупных российских авиакомпаний. Общий налет у меня вместе с учебой в ДОСААФ и училище гражданской авиации около 3 тысяч часов. Очень хочу стать летчиком-испытателем. Какие у меня шансы поступить в ШЛИ?

Сейчас никаких шансов поступить в ШЛИ у вас нет. К сожалению, сейчас сюда попадают не лучшие из лучших. Мы принимаем только тех, кого присылают сейчас предприятия авиапромышленности и платят за их обучение.

– Значит желательно иметь папу, который работает в дирекции авиазавода.

– Уверен, что если у вас папа директор авиазавода, то вы в летчики-испытатели не пойдете, а пойдете под папино «крылышко» менеджером в дирекцию завода.

– Если дирекция авиазавода направляет к вам летчика, гарантируя оплату за его обучение, вы можете отклонить его кандидатуру?

– Да, можем, если считаем, что он не соответствует по профессиональной подготовке. К сожалению, это сейчас плохо работает. Сейчас учатся весьма возрастные летчики. Предприятию что нужно: чтобы был опытный летчик, да к тому же с квартирой. Сейчас у нас обучаются люди в возрасте, ранее летавшие в ВВС.

Когда я учился в Школе, у нас было ограничение по возрасту – 28 лет. В моей группе был только один человек старше 28 лет.

По нынешним документам ограничение по возрасту при приеме в ШЛИ – 35 лет. Однако в документе сказано: «как правило, не старше 35 лет». Но если такая формулировка, то к нам приходят в возрасте старше 35 лет. И мы принимаем 40-летних, так как кандидат в слушатели неплохо летает и завод платит за его обучение.

– Если не секрет, сколько сейчас стоит обучение в ШЛИ одного летчика-испытателя для авиазавода, который производит транспортные самолеты?

– В районе 6-7 миллионов рублей. Для КБ почти 20 миллионов рублей, потому что летчик-испытатель КБ проходит подготовку на пяти летательных аппаратах разных типов.

Сейчас сколько обучается человек? Сколько времени длится курс обучения? Для КБ кто-нибудь есть?

– Сейчас учиться пять человек. Все они будут работать на авиазаводах. Срок обучения – один год. В прошлом году у нас училось 11 человек, а до этого в среднем по 7-8 человек в год.

– В советское время в ШЛИ готовили летчиков-универсалов, которые могли летать на всех типах самолетов и на винтокрылых машинах. Сейчас таких летчиков-испытателей готовят или это очень дорого, что никому не потянуть?

Да, готовим. Для КБ и авиазаводов разные программы обучения, а для подготовки летчиков-испытателей для ЛИИ существует еще одна программа обучения. Их программа обучения самая дорогая. Мы готовим для ЛИИ летчиков-испытателей-универсалов, которые подготовлены испытывать тяжелые и легкие самолеты, а также вертолеты.

– За прошедшие пять лет, в течение которых вы руководите ШЛИ, сколько подготовлено летчиков-испытателей для ЛИИ?

– Четыре летчика-испытателя и один штурман-испытатель. В 2014 г. мы выпустили летчика-испытателя Виктора Томбак и штурмана-испытателя Андрея Овсянникова. В 2015 г. ШЛИ окончили летчики Георгий Кочкарев и Игорь Турик, а в 2016 г. – Денис Плаксин. Кстати, Денис из известной династии Плаксиных. Его отец Владимир Васильевич и дед Василий Денисович были летчиками-испытателями и оба работали в ЛИИ.

– За прошедшие пять лет, что нового появилось в наземной подготовке?

– На этот вопрос обстоятельно может ответить мой заместитель по науке, кандидат технических наук Елена Владимировна Данилевич.

Е.Данилевич: Сразу скажу, что количество часов теоретического курса не сократилось. Наука у нас не убыла. По–прежнему в ШЛИ преподают опытные специалисты научного куста ЛИИ. За прошедшие пять лет был модифицирован тренажер вертолета Ми-8, появился новый тренажер самолета Як-18Т, интерактивные доски и др.

На тренажерную подготовку отводиться 50 часов. Слушатели тренируются по соглашению с различными фирмами на их тренажерах. В частности, на тренажере самолета «Сухой Суперджет-100» компании «Гражданские самолеты Сухого», на тренажерах ЦНТУ «Динамика» и др. На тренажерах отрабатывают те режимы, которые слушателям предстоит выполнить в полете. После этого они должны подготовить курсовые работы по ряду тем.

– Александр Валерьевич, что вам удалось сделать значительного за прошедшие пять, что вы работаете на посту начальника ШЛИ? И что не удалось?

Удалось сделать так, что летчики-инструкторы ШЛИ не только занимаются подготовкой слушателей, но и работают в ЛИИ, летают на испытания. Раньше, к сожалению, летчики-инструкторы Школы не летали на испытания.

Не удалось, так же как моему предшественнику на этом посту Владимиру Григорьевичу Кондратенко, добиться приемлемого финансирования Школы. Школа не получила поддержки от государства. Подготовка летчиков-испытателей – задача государственной важности. Остались проблемы с кадрами, техникой.

– Сейчас удается восполнять убыль среди летчиков-испытателей в авиапромышленности?

Этим вопросом занимается мой заместитель по гражданской авиации, кандидат технических наук Василий Иванович Ахрамеев.

В.Ахрамеев: В своих аналитических расчетах мы исходили из объемов летных испытаний, которые определены госпрограммами. Анализ статистических данных по количеству и возрасту летчиков-испытателей отечественного авиапрома показывает, что уже сейчас необходимо готовить по 20 летчиков-испытателей в год, а не по пять или десять, как сейчас. Сейчас наблюдается очень возрастной летно-испытательный состав в авиапромышленности. Средний возраст летно-испытательного состава экспериментальной авиации, а это суммарно 395 человек на всю страну, на 2016 г. – 55 лет. В возрасте до 35 лет – 6 человек, до 40 лет – 18 человек, до 50 лет – 54 летчика. К 2025 г. на пенсию выйдут 46 человек. Расчеты показывают, что необходимый объем подготовки летчиков-испытателей с 2017 г. по 2025 г. составляет 150 человек. Необходимо готовить по 20 летчиков-испытателей ежегодно.

– Не секрет, что КБ и авиазаводы сейчас идут по пути наименьших затрат, приглашая на работу военных летчиков-испытателей из Ахтубинска, которые уволились из рядов Вооруженных сил. Александр Валерьевич, скоросостоится выпуск в ШЛИ?

Выпуск состоится в конце октября. Очередной выпуск приурочен к торжественному мероприятию, посвященному 70-летию ШЛИ, которое пройдет во Дворце культуры 20 октября. На торжественном вечере собираемся вручать документ об окончании ШЛИ.

– Когда будет новый набор?

- Новый набор начнется в ноябре. Сейчас имеется одна твердая заявка на одного человека. Еще есть еще она заявка, но мы точно не уверены, будет ли он учиться или нет.

Фото Михаила Грибовского










Реклама

Последнее обновление: 20.02.2018, 02:32

Юрию Важнову — 80 лет

рубрика: Общество