Разные судьбы воздушных стрелков – бортрадистов бомбардировщика Пе-8 Максима Зинченко и Василия Глухова — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:

Авиация

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

ALEX_02_2017.gif

gavan_nadezhdi_209_320.gif

6500_zhv_sold_209_320.jpg

elektronnaya-podpiska-2018-bokovoy.gif

3500_zhv_sold_209_320.jpg

юлайф_матросов.jpg

canctovary.jpg

kadri_reklama.gif 

1500_zhv_sold_209_320.jpg










Разные судьбы воздушных стрелков – бортрадистов бомбардировщика Пе-8 Максима Зинченко и Василия Глухова

Разные судьбы воздушных стрелков – бортрадистов бомбардировщика Пе-8 Максима Зинченко и Василия Глухова

Оба однополчанина прошли всю войну, но один из них трагически погиб в авиакатастрофе в сентябре 1945 г. в районе аэродрома Быково

Гвардии младший лейтенант Максим Зинченко (1914-1945)

Максим Терентьевич Зинченко был кадровым военным. В армию его призвали в 1936 г. Он летал в качестве воздушного стрелка-радиста на тяжелом бомбардировщике ТБ-7 (Пе-8) с самого начала Великой Отечественной войны. За годы войны Максим Терентьевич совершил свыше ста боевых вылетов. Был награжден в 1942 г. орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны (1-ой и 2-ой степени) в 1943 г и 1945 г. Основной его экипаж машины Пе-8 – это экипаж, который командовал Герой Советского Союза, гвардии майор Николай Ищенко.

В послужном списке Максима Терентьевича участие в бомбардировках Берлина (дважды в августе 1942 г.), Бухареста, Будапешта, Варшавы, Кенигсберга, Тильзита, Мариенбурга, Констанцы, Хельсинки.

Гвардии младший лейтенант Максим Зинченко был ветераном 25-го Гвардейского Орловского авиационного бомбардировочного полка Авиации дальнего действия, весьма уважаемым в части человеком. Его жизнь трагически оборвалась в авиационной катастрофе на самолете Пе-8. Эта авиакатастрофа имеет свою предысторию.

В феврале 1944 г. на машине Пе-8 с серийным № 42611 неожиданно был выявлен конструктивно-технологический дефект в конструкции планера самолета.. При тщательном осмотре центроплана бомбардировщика Пе-8 на авиазаводе № 22 им. С.П.Горбунова в Казани, где машина строилась серийно, обнаружили, что труба лонжерона крыла, разорвана по крайнему ряду заклепок. Впоследствии выяснилось, что это было усталостное разрушение металла лонжерона. Специалисты ОКБ под руководством Иосифа Незваля, который в то время был главным конструктором Казанского авиазавода по самолету Пе-8 (ТБ-7), предложили провести местное усиление конструкции. Доработке подверглась часть машин Пе-8, в том числе и самолет с серийным № 42811, на котором летал Максим Терентьевич.

В июне 1945 г. машины Пе-8 базировались на аэродроме в Болбасово недалеко от белорусского города Орша. Для участия в намечавшемся параде Победы из-под Оршы на аэродром Быково перелетело 12 машин из состава 203-го Гвардейского полка (бывшего 25-го Гв. Орловского АП, еще ранее он был 746-м АП). Воздушную часть парада Победы, состоявшегося 24 июня, по погодным условиям отменили. Самолеты Пе-8 до сентября оставались на Быковском аэродроме, а в начале сентября было принято решение о перелете их в Балбасово. 12 сентября лидирующий Пе-8 (сер. № 42811), которым командовал командир эскадрильи, Герой Советского Союза, гвардии майор Николай Ищенко (на его счету было 142 боевых вылета, должен был повести всю группу домой в Болбасово.

Вот как описывают этот последний полет очевидцы: «У самолета Николая Ищенко долго не запускался один из четырех двигателей М-82. Вскоре двигатель начал работать нормально, и машина пошла на взлет. Н.Ищенко поднял свой Пе-8 на высоту 400 м и выполнил круг над аэродромом, после четвертого разворота, проходя над летным полем, «прижал» машину к полосе, а затем сделал прощальную «горку», которая оказалась и впрямь прощальной. При наборе высоты у самолета сложилась правая полуплоскость крыла, и машина рухнула на землю, похоронив под своими обломками 14 человек. Эта машина была доработана по лонжеронам, и все равно произошла трагедия из-за разрушения лонжерона». Экипаж разбившегося Пе-8 похоронили с воинскими почестями на Центральном кладбище города Раменское.

Все Пе-8 45-й АД начали исследовать, и оказалось, что большинству из них грозит судьба Пе-8 с сер. № 42811. К началу 1946 г. из состоящих на вооружении в 45-й АД 30 машин Пе-8 было признано, что 19 самолетов нельзя допускать к полетам. Военная карьера Пе-8 на этом закончилась: большую часть бомбардировщиков Пе-8 списали и утилизировали.

Гвардии старшина Василий Глухов (1913-1993)

После окончания отделения коротковолновиков Учебного радиотехнического комбината в Ленинграде в 1931 г. Василий Глухов несколько лет проработал на радиостанции Омского аэропорта, а затем до ноября 1938 г. на полярных станциях Омолой, Тикси и Шелаурово. В конце 1938 г. он уволился по состоянию здоровья и уехал с Крайнего Севера.

В начале декабря 1939 г. Глухова призвали в ряды Красной армии и в этом же 1939 г. он окончил Школу младших авиационных специалистов (ШМАС), расположенную в Савватиево на Соловках (Северный флот), где получил специальность воздушного стрелка-бортрадиста. Его оставили служить в ШМАС инструктором, присвоив воинское звание «младший сержант».

12 июня 1941 г. Василия Петровича переводят в 72-й смешанный авиационный полк (АП) авиации Северного флота ВМФ СССР. В 72-ом АП он летал воздушным стрелком–радистом на транспортном самолете ПС-84 (Ли-2). В августе 1942 г. сержанта Глухова переводят в 1-й авиаотряд Карело-Финской 1-ой особой авиагруппы Гражданского воздушного флота (ГВФ). Самолеты авиагруппы летали в основном ночью, доставляя грузы и пассажиров. За несколько месяцев службы в 1-ой авиагруппе Василий Глухов совершил 11 ночных вылетов в тыл противника с целью заброски грузов и парашютистов.

Как одного из лучших воздушных стрелков-радистов 72-го авиаполка, Василия Глухова в октябре 1942 г. переводят в 746-й авиаполк Авиации дальнего действия (АДД), базировавшийся в Кратово на аэродроме ЛИИ, на тяжелый бомбардировщик Пе-8 и назначают в экипаж капитана Николая Ищенко, а затем в июне 1943 г. в экипаж старшего лейтенанта Владимира Адамова (машина Пе-8 № 42076), в котором он летал до конца войны.

В августе 1944 г. за успешное выполнение более 60 ночных боевых вылетов гвардии старшина Василий Петрович Глухов был награжден орденом Красной Звезды. В представлениях на награждение неоднократно указывалось, что в воздухе он работает быстро и без ошибок, постоянно оказывает помощь штурману в радионавигации на маршруте при полете в сложных метеоусловиях. Также в наградных листах отмечалось, что он участник трех дальних рейдов в глубокий тыл противника в 1944 г.: одного на бомбардировку военно-промышленных объектов в румынской Констанце и двух – на финскую столицу город Хельсинки.

26 октября 1945 г. гвардии старшина Василий Петрович Глухов был уволен из ВВС Красной армии в запас. С ноября 1945 г. по июнь 1949 г. Глухов летал бортрадистом на транспортных самолета Ли-2, Ил-12 и др. в 19-ом авиатранспортном отряде Северного управления (СУ) ГВФ. Затем был переведен на должность бортрадиста-инструктора в Учебно-тренировочный отряд ( УТО) СУ ГВФ, впоследствии назначен преподавателем в УТО. В начале 50-х годов Василий Петрович по состоянию здоровья переходит на работу в наземной радиотехнической службе. Трудился ветеран войны на различных должностях в системе гражданской авиации СССР до середины 70-х годов. Скончался Василий Петрович Глухов в 1993 г.

СправкаЖВ

СписокчленовэкипажабомбардировщикаПе-8, потерпевшегокрушение 12 сентября 1945 г. в Быково: командир эскадрильи, гв. майор Николай Ищенко (род. 1910 г.); летчик, гв. лейтенант Леонид Бурмистров (род. 1918 г.); летчик, гв. младший лейтенант Матвей Болебрюх (род. 1923 г.), штурман эскадрильи, гв. майор Василий Гладкий (род. 1914 г.); старший борттехник, гв. старший лейтенант Иван Печорин (род. 1907 г.); старший борттехник, гв. старший лейтенант Иван Литвинов (род. 1912 г.), бортрадист-стрелок, гв. младший лейтенант Максим Зинченко (род. 1914 г.); авиатехник, гв. техник-лейтенант Иван Кравчук (род. 1915 г.); техник по радио, гв. старший техник-лейтенант Иван Богачев (род. 1911 г.); воздушные стрелки: гв. старшина Марк Марунчак (род. 1919 г.), гв. старшина Петр Костин (род. 1913 г.) и гв. старшина Евгений Щебухов (род. 1924 г.); авиамеханики: гв. сержант Андрей Сорокин (род. 1918 г.) и гв. сержант Владимир Митрофанов (род. 1923 г.). Прощание с экипажем проходило в ДК им. В.В.Воровского в г. Раменское. Экипаж был похоронен на Центральном (Старом) кладбище г. Раменское (участок № 1).

На снимках: М.Зинченко (слева) и В.Глухов

Фото из архива 25-го Гвард. Орловского АП

Юрий Пономарев 










Реклама

Последнее обновление: 18.10.2017, 16:20

Две команды Жуковского едут на Первенство Европы

рубрика: Новости