Что хуже, реклама или идеология? Первая использует желания человека и играет на них. Вторая старается подменить эти естественные желания человека иными желаниями, которые приведут к достижению целей идеологов.
И в первом, и во втором случае это манипуляция сознанием. Но если первая вырывает куски из жизни человека, мы хотим, например, машину, ради которой устраиваемся на более дорогую работу, меньше времени тратим на семью, но остаемся при этом самим собой. То идеология при помощи пропаганды меняет жизнь человека кардинально, подменяя смыслы.
Мы говорим «герой», и в сознании возникают не врачи и ученые, а военные. Говорим день победы, а в голове – день победы в войне. Это подразумевается. «Победа» почему-то равна «победа в войне». Из миллиона способов любить родину и быть патриотом, доступен только военный вариант – разбирать/собирать автомат и быть готовым к войне.
Так подменяются смыслы. Идеология из обычного человека, нормального, здорового, желающего развиваться и жить всё время лучше, любить, путешествовать, размножаться, делает человека желающего потерпеть бедность, радующегося медалькам, отдающего детей-внуков в мясорубку войны, оправдывающего воровство территорий. По сути, от самого человека, от его личных желаний не остается ничего своего кроме удовлетворения естественных надобностей, и те максимально урезаются. Получаются ходячие и плохо работающие зомби. Только без помощи вуду-заклинаний, а с помощью госпропаганды.
Еще эти зомби поверх своей веры-программы, ввиду ее сомнительности, получают еще защиту – тот, кто сомневается в твоей правоте, тот предатель и враг. Вот так просто. Задаешь неудобные вопросы – враг, сомневаешься, что Крым наш – предатель. Или, наоборот.
Традиционно, промывать мозги начинают с детства. Школа, всевозможные спортивные, но при этом военно-патриотические клубы, тема милитаризма в мультфильмах. Ну, и конечно, идеологизированные родители радостно способствуют подготовке детского мозга к замене наивного и доверчивого детского восприятия окружающего мира на осознание врагов вокруг страны, ненависти к иному мышлению. Квасному патриотизму и величию своей Родины, одевая чад в военное, отдавая в кадетские классы.
Для чего нужна идеология? Для того же, для чего и реклама. Чтобы авторы рекламы и отцы-идеологи обогащались за счет обманутых. Больше ни для чего. Привел больше вкладчиков в МММ – получил больше дохода. Обманываешь лучше и дольше народ пропагандой – дольше руководишь, больше миллиардов в квартирке/банке, больше замков и домов на Комо, гуще виноградники.
Жаль только, что жизни людей при этом превращаются в ничто. Прекрасные жизни, полные радостей и успехов, тратятся на обман, прах бесплодных надежд и тлен бесполезных сует.
Дмитрий Лаврик