Те, кого нельзя называть

2152
Image by Freepik

Всего около десятка законопроектов рассмотрела Госдума 28 февраля. В числе принятых новелл оказались штрафы от 30 до 50 тысяч рублей с военпредов за нарушение порядка или сроков осуществления контроля качества либо приемки военной продукции и запрет размещения рекламы на инфоресурсах лиц, признанных Минюстом РФ иностранными агентами. Причём поправки о введении административной ответственности за срыв гособоронзаказа отлёживались в парламенте ещё с середины 2023 года, а с иноагентами депутаты снова единогласно разобрались буквально за пару недель.

С инициативой лишить рекламных доходов граждан, признанных иностранными агентами, выступили 395 парламентариев – столько же подписались под законом о конфискации имущества за фейки об армии, так же ускоренно принятом месяц назад.

Согласно новому закону, в РФ запрещается реклама на информационных ресурсах иноагентов – на сайтах, в блогах, социальных сетях. А в российских средствах массовой информации, включая сообщения и материалы СМИ, запрещают рекламу инфоресурсов иностранных агентов.

Отдельные проблемы могут начаться у прессы с цитированием иноагентов, среди которых много широко известных, независимых от государства и критикующих политику Кремля журналистов, политологов, общественных деятелей, представителей культуры. Уже сегодня в новостях о них издания вынуждены после каждого упоминания фамилий, внесённых Минюстом в свой реестр, ставить метку “иноагент” из-за судебной практики. Именно так главный редактор “Коммерсанта” Владимир Желонкин объясняет, например, почему в недавнем материале издания о приговоре правозащитнику Олегу Орлову двадцать два раза указано, что он признан иностранным агентом.

Депутаты утешают медиасообщество голословными обещаниями о том, что цитирование иноагентов в СМИ “в большинстве случаев не будет считаться нарушением запрета их рекламы”.

По данным Минюста, в 2023 году около 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу товаров и услуг на инфоресурсах иноагентов.

“Это сотни миллионов рублей. Многие из получивших их негодяев не скрывают, что жертвуют средства ВСУ, которые убивают наших солдат, офицеров, мирных граждан. Это необходимо пресечь”, – уже традиционно не подбирая парламентских выражений, пояснил свою непримиримую позицию соавтор законопроекта, спикер Госдумы и единоросс  Вячеслав Володин. При этом он не отметил, что рекламные доходы иноагентов едва ли дотягивают даже до одного процента от объема российского сегмента интернет-рекламы и маркетинга, по итогам прошлого года достигшего без малого полтриллиона рублей.

Пока новые ограничения прав россиян отправляются на утверждение Советом Федерации и президентом, чиновники размышляют, как бы полностью запретить гражданам, признанным ими иностранными агентами, пользоваться социальными сетями.

“Концепция такого законопроекта находится сейчас на стадии обсуждения. […] Когда они потеряют статус “иноагента”, то снова смогут и дальше рассказывать в своих соцсетях, там про бабочек и так далее”, – анонсировал член комитета Госдумы по безопасности Андрей Альшевских из “Единой России”.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут