«Крупный план» – как зарождалось большое кино

572

«Синематека» – новая рубрика, в которой мы совместно с киноклубом «Вспышка»
рассказываем об истории кинематографа\

В первые годы XX столетия студия «Мутоскоп и Байограф» (англ. Vitagraph Company of America) специализировалась не на продаже фильмов, а на распространении американских изображений «Мутоскопа» (англ. mutoscope). Впоследствии в репертуар компании входили документальные ленты или инсценировки хроникальных событий, которые демонстрировались привилегированным «сливкам общества» в мюзик-холлах. Только после 1906 года директор компании нанял театрального режиссера Уоллеса МакКатчена («Снежное чучело» (1906), «Дэниэл Бун» (1907)), сценариста Станнера И.В. Тейлора («Кентуккиец» (1908)), операторов Артура Марвина, Готфрида Вильгельма Битцера («От Ледвилла до Аспена: Налет в скалистых горах» (1906), «Перекрестки жизни» (1908)) для постановки повествовательных картин. К 1907 году «Мутоскоп и Байограф» выпускала около трех фильмов в неделю и задействовала непрофессиональных актеров, заработок которых составлял от 3-х долларов в день. Пренебрежительное отношение к действующим лицам продолжалось до появления на студии супружеской пары – Дэвида Уорка Гриффита и Линды Арвидсон.

Дэвид Уорк Гриффит

Юная жизнь Дэвида Уорка Гриффита была полна трудностей, переживаний и страданий. Будущий режиссер родился 22 января 1875 года в Крествуде штата Кентукки. Во время гражданской войны его отец стал полковником армии конфедератов на стороне Юга, что послужило полнейшему разорению семьи. За время взросления Дэвид Уорк Гриффит успел поработать чернорабочим, металлургом, служащим, лифтером, пожарным, библиотекарем и редактором незначительной газеты города. К двадцати годам у него открылся актерский талант, заключавшийся в пародировании сельских священников и американского президента Авраама Линкольна. Путешествуя с труппой по провинциям, Дэвид Уорк Гриффит зарабатывал по 15 долларов в неделю, а свободное время тратил на написание стихотворений, поэм, рассказов, новелл. К кинематографу он относился несерьезно, предпочитая совершенствовать навыки писательского мастерства и занимаясь постановкой пьес в Вашингтоне и Филадельфии. Высшим достижением искусства он считал произведения английского романиста Чарльза Диккенса, художественными приемами которого являлись параллельный, развивающийся сюжет, сентиментальность героев, принятие удела Божьего и благополучное завершение жизни.

«Как же можно строить действие такими скачками?» – недоумевали они. – «А разве Диккенс пишет иначе?» – отвечал Гриффит. – «Да, но Диккенс совсем другое дело, он писатель», – выдвигала новый аргумент дирекция «Мутоскоп и Байограф». – «Совсем не другое дело, – парировал режиссер, – ведь фильм – это тот же самый рассказ, только в картинках».

Флоренс Лоуренс или «девушка с тысячами лиц»

Дэвид Уорк Гриффит участвовал в кинопроизводстве на студиях «Мутоскоп и Байограф» и «Эдисон» (англ. Edison Studios). В картинах Эдвина С. Портера «Спасенный из орлиного гнезда» и Уоллеса МакКатчена «Когда рыцарство расцветало» 1908 года он сыграл главную роль, оставаясь невысокого мнения о своем актерском даровании. Увидев собственное отражение на экране, Дэвид Уорк Гриффит решил, что его образ карикатурен, вызывает смех у зрителей и не располагает к самоидентификации с персонажами. Поручившись гарантией от директора компании «Мутоскоп и Байограф», он взялся за режиссуру ленты о похищении ребенка цыганами «Приключения Долли» (1908) по сценарию Станнера И.В. Тейлора. Фильм имел успех и режиссер заключил контракт со студией, по которому получал проценты от продажи поставленных короткометражек. Следующая камерная работа «Из любви к золоту» (1908) была основана на произведениях американского писателя Джека Лондона и использовала систематическое введение крупного плана. Благодаря перенятым методикам английской «Брайтонской школы», Дэвид Уорк Гриффит навязал публике следить за мимическими выражениями актеров или участвовать в театре человеческого лица. Новая техника съемки позволила сформировать систему кинозвезд, получившую стремительное развитие в 1920-х годах. Дива из компании «Вайтаграф» (англ. Vitagraph Company of America) Флоренс Лоуренс и молодой канадец, бывший инструктор бокса Майкл Синнотт, выступающий под псевдонимом Мак Сеннетт, стали одними из первых появляться на афишах Америки. В 1908 году Дэвид Уорк Гриффит выпускал по два фильма с участием Флоренс Лоуренс («Курящий муж», «Отец входит в игру», «Укрощение строптивой», «Мистер Джонс на балу» и т.д.), которые по содержанию напоминали сценки из бытовой жизни. Максу Сеннету доставались небольшие роли полицейских, ловеласов, пройдох или щеголей, воссозданных по образу французского бонвивана Макса Линдера – элегантный костюм, крахмальный воротничок, галстук, перчатки, трость и взвинченные усики. Конечно, через несколько лет в кинематографе историю пьянчужки и «маленького бродяги» увековечит комедиант Чарльз С. Чаплин.

«Музеи полны произведений живописи, на которых нет ничего, кроме огромных, приковывающих внимание лиц. Если лицо выражает то, что задумал автор, зрители быстро забудут о ногах, руках, спине и животе» – признавался режиссер, сравнивая эффект укрупнения в фильме с впечатлением от просмотра картины.

Фильм режиссера Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» 1915 года

Крупный план – основное, но не единственное выразительное средство, используемое Дэвидом Уорком Гриффитом. В его более поздних работах камера обрела парящую свободу, неподвластную театральной замкнутости, а сюжет имел романную конструкцию. Реалистичность была неотъемлемой частью происходящего действия на экране, а принцип неразрывной связи искусства и жизни подтверждался неисчерпаемым вдохновением, навеянным романтической литературой XIX века. Режиссер заимствовал монтажное противопоставление коротких сцен, одновременно происходящих в различных местах, у англичан, а масштабность, обращение к античным, библейским драмам – у итальянцев. В отличие от Жоржа Мельеса, Дэвид Уорк Гриффит заявлял, что театр и кино не имеют друг с другом ничего общего, а с наступлением театральной моды решил разорвать контракт со студией «Мутоскоп и Байограф». В 1913 году режиссер получил место в компании «Мьючуал» (англ. Mutual Film Corporation) и приступил к постановке трехчасовой, полнометражной картины «Рождение нации» (1915), которую называли «самым расистским фильмом в истории Голливуда».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.