Администрация города продолжает «определяться в терминах» в муниципальных программах, на основе которых формируется бюджет города. По логике вещей сначала формируют потребности через программы, а потом уже на этом основании бюджет. Но в эпоху тотальной централизации власти все наоборот: сначала спускают цифры, а под них уже верстаются программы.
Муниципальная программа «Социальная защита населения» занимает малую часть расходов, что вполне отвечает смыслу происходящего. В проекте бюджета на 2024 года она профинансирована на 36,4 млн рублей. Примерно половина уйдет на социальную поддержку граждан, но вы не обольщайтесь: 13,5 млн рублей выделено на доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим, таких у нас 111 человек, а 1 млн рублей все же отдадут жителям в качестве мер социальной поддержки. По подпрограмме «Развитие системы отдыха и оздоровления детей» профинансируют деятельность оздоровительного лагеря «Восток-2» – около 6 млн рублей, недорого, учитывая, что он не работает. Правда, администрация не теряет оптимизма, утверждая, что при обеспечении лагеря системой горячего водоснабжения и отопления возможна круглогодичная работа лагеря. В самой программе указано, что в 2024 году на капитальный ремонт детских оздоровительных лагерей портят 3,6 млн рублей.
Еще столько же потратят на отдых детей в каникулярное время. 5,8 млн рублей уйдет из бюджета на функционирование комиссии по делам несовершеннолетних.
Как сказано в документе, одним из направлений деятельности администрации города является оказание дополнительных мер социальной поддержки гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и «нуждаются в постороннем вмешательстве для ее преодоления». Далее чиновники фиксируют одну из острейших проблем современности: социальное неравенство. Но выход найден: «В основу программы положен принцип адресной направленности социальной поддержки, сутью которой является сосредоточение материальных ресурсов на удовлетворение тех, кто наиболее в этом нуждается».
«Уровень жизни инвалидов в современных условиях значительно ниже, чем в среднем у населения», – отмечают чиновники, которые это выяснили исключительно путем проведения социологических исследований. Поэтому, как написано в документе, более 80% муниципальных объектов обеспечены доступной средой для инвалидов и других маломобильных групп населения. Так что в ближайшие годы трат на доступность не предусмотрено.
По информации чиновников, в наукограде проживает более 17 тысяч детей в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе 9 тысяч детей – от 7 до 15 лет, из которых 1000 находятся в трудной жизненной ситуации. И всем нужно помочь на оставшиеся 10 млн рублей.
В документе даже спрогнозировали растущее количество граждан старшего возраста, ведущих активный образ жизни, в 2023 году таких было 4771, в этом году планирует 4866, к 2026 году дойдем до 5063 человек, а дальше в 2027 году – вдруг 51164. Но удивляться не стоит, по всей вероятности, чиновники и сами не читают эти программные документы, поэтому технических ошибок там больше, чем смысла.
Так как данная программа не финансовоемкая, метания с изменениями в данном случае небольшие: в декабре прошлого года на 2024 год планировалось выделить 34,7 млн рублей, а в январе «поднялись» до 40 млн рублей, то ли получателей доплаты за выслугу лет прибавилось, то ли с лагерем «Восток» решили «поднажать», то ли прогнозы по жителям, ведущим активный образ жизни, оказались существенно ниже действительности.