Как в регионах тестируют блокировку мессенджеров
С 23 января сервис «Сбой.рф» зарегистрировал несколько тысяч жалоб на работу мессенджеров от пользователей из Новосибирской, Магаданской, Амурской и Иркутской областей, а также из Приморского и Хабаровского краев, Камчатки и Якутии. Зайти в приложения можно только с помощью VPN.
В Якутии мессенджеры перестали работать утром 24 января, когда жители республики стали собирать на стихийную акцию протеста после убийства местного жителя. Замминистра цифрового развития региона Андрей Суслов сообщил, что «ведутся профилактические работы, согласованные с Роскомнадзором».
В министерстве цифрового развития Камчатки ИА «Кам24» сообщили, что не имеют каких-либо сведений о причинах сбоя в работе приложений. «Были проведены переговоры с операторами сотовой связи, в компаниях заявили, что не знают причины инцидента. В региональном управлении Роскомнадзора оперативно комментарий не предоставили. Мы направили в управление официальный запрос», — заявили в министерстве. В других регионов от комментариев воздержались.
Десять дней назад отрезанными от мессенджеров оказались жители Башкортостана, где проходили массовые протесты. Минцифры Башкортостана признало, что в регионе был ограничен доступ к WhatsApp и Telegram. По данным ведомства, «случившийся инцидент с ограничением работоспособности мессенджеров» вне компетенции республиканский властей.
В пресс-службе Telegram сообщили, что не ограничивали доступ к мессенджеру ни в каких регионах мира. В компании предположили, что перебои в доступе могут быть связаны «с действиями местных операторов связи». Также одной из причин того, почему телеграм-каналы, освещавшие акцию, перестали открываться, может быть спланированная спам-атака.
Подобный сбой в работе мессенджеров сразу в нескольких регионах может быть тестированием более масштабной блокировки. Тем более сбои в работе мессенджеров появляются в регионах, где начинаются протесты и пропадают после их «острой» фазы. В Башкортостане они стали уже вполне привычным явлением, в Якутии не работали четыре дня, пока люди требовали от властей найти убийц жителя региона. В дело вступила даже депутат Госдумы и бывший мэр Якутска Сардана Авксеньева, которая направила депутатские запросы в Роскомнадзор и Минцифры с просьбой объяснить ограничения. «Вот уже несколько дней тут сложности с Интернетом, не работают мессенджеры. Оставлять людей без мобильного интернета в Якутии, где много отдаленных территорий и WhatsApp – доступный способ общения с родными – хорошее ли это решение?».
Блокировка мессенджеров – палка о двух концах, с одной стороны, власти пытаются помешать координироваться протесным гражданам, с другой стороны, по иронии судьбы каналы информации у всех одинаковые, так что пропадает возможность руководства через всевозможные группы. Именно поэтому первыми в Уфе взвыли родители школьников, которые потеряли возможность зайти в школьные чаты, например, для того, чтобы узнать, когда забирать ребенка. О группах коммунальных служб, в которых раздаются ценные указания от чиновников и говорить не приходится. Хотя у них свои «сбои», так что их уже ничто не спасет.