Как все начиналось: дозвуковой кинематограф
В первую очередь, возникновение кинематографа связано с изучением и запечатлением динамически меняющегося мира. Попытки познания окружающей действительности в совокупности с личностным исследованием психических процессов подвигли человека открыть ряд изобретений, являвшихся предшественниками массового киноискусства:
1. Паноптикум — развлекательный музей чудес и курьезных инсценировок. Представления демонстрировались на балаганах, рынках, породив ряд устоявшихся образов клоунов, карликов, великанов, «волосатых женщин» и других «уродцев» (Чарльз Чаплин «Цирк» (1928), Тод Браунинг «Уродцы» (1932), Федерико Феллини «Дорога» (1954), Дэвид Линч «Человек-слон» (1980)).
2. Камера-обскура (лат. camera obscūra – «тёмная комната») — устройство, позволяющее получать оптическое изображение, используя светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном из матового стекла или белой бумаги для прохождения лучей света (Питер Уэббер «Девушка с жемчужной серёжкой» (2003), Стивен Чбоски «Чудо» (2017), Дэвид Лоури «Легенда о Зеленом рыцаре» (2017)). Изобретение стало моделью будущего кинозала, а при распространении пластин и светочувствительной пленки — основой для фотоаппаратов.
3. Волшебный фонарь (лат. laterna magica – «магический фонарь, фантаскоп») – аппарат, проецирующий изображение и имеющий современный аналог в форме диапроектора. В XVIII веке с ним ассоциировалось мимолетное, сиюминутное изображение, поочередно сменяющее друг друга (Джордж Николс «Лучший жилец» (1914), Ингмар Бергман «Фанни и Александр» (1982)). Человек, привыкший к статичному изобразительному искусству, был поражен демонстративному исчезновению и появлению картин, что вызывало тревожность, экзистенциальное переживание. Загадочность приведения в движение неподвижных объектов посредством бумаги или хронофотографических снимков (Эдвард Мейбридж «Салли Гарднер в галопе» (1878)) заставила фотографов обратить внимание на новую технологию, а производителей пленки — на возможную прибыль от развивающегося прогресса.
В конце XIX века были сконструированы первые киноаппараты во Франции братьями Люмьер и Соединенных Штатах Америки Томасом Эдисоном, а параллельно их прототипы стали появляться в Германии, Англии и других странах мира. В 1893 году Томас Эдисон запатентовал кинетоскоп и провел первый коммерческий показ в 1894 году. Съемочный аппарат функционировал как современный кинопроектор для индивидуального просмотра, а в помещении были установлены тумбы с окулярами. Томас Эдисон, будучи изобретателем фонографа, лампы накаливания и поклонником оперных постановок, мечтал погрузить зрителя в иллюзорность окружающей действительности и оставить его один на один с собственными ощущениями. Кинетофон 1895 года, демонстрировавший движущие картинки с фонограммой, слышимой через наушники, не оправдал ожиданий предпринимателя, а его экономическая модель станет востребована только с появлением электронно-вычислительных машин XX века.
В том же году изобретение братьев Люмьер под названием «Синематограф» оказалось рентабельнее чем кинетоскоп Томаса Эдисона. Их камера совмещала функции съемочного, фотографического, печатающего и демонстрационного аппарата с установленным «волшебным фонарем», что позволяла организовывать массовые просмотры. Вместо окуляров использовался экран, а смазывающиеся движения изображений удалось исправить инженеру Жюлю Карпантье, который присоединил к аппарату грейферный механизм для прерывистой подачи пленки. 28 декабря 1895 года сложный симбиоз из техники, экономики и эстетики предоставил возможность осуществить публичный показ, ознаменовавший день рождение кинематографа. До этого времени первые демонстрации осуществлялись в специализированных группах или любительских кругах, а 1 ноября 1895 года в Германии братья Складовские шокировали публику первым коммерческим представлением короткометражных фильмов, используя биоскоп (нем. bioskop).
Кинематограф братьев Люмьер продолжил традиции публицистического жанра литературы второй половины XIX века во Франции. В отличии от романической формы такие произведения были популярны и характеризовались бытностью, натуральностью происходящего в жизни героев. Наблюдение за повседневностью отразилось в первых роликах братьев Люмьер («Выход рабочих с фабрики» (1895), «Завтрак младенца» (1895), «Игра в снежки» (1896)). Зритель смотрел на экране зарисовки о безмятежной и благополучной жизни, а в последствии становился участником исторических событий. Огюст и Луи используют репортажную съемку, чтобы репрезентовать реальность в кинематографе, которая станет предшественником бесстрастной документалистики, реализма и гипперреализма. Скрытая съемка, первое диагональное мизансценирование, композиционное построение и глубина кадра в картине «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 1896 года убедили зрителя в правдоподобности бесконечного движущегося объекта на них. Театральное представление со статичными декорациями и горизонтальным перемещением актеров потеряло интерес публики, захваченной молодым видом искусства. За короткий промежуток времени братья Люмьер первыми освоили съемку общим планом, регулярность выпуска, распространение программ кинопоказов за территорией Франции («Коронация Николая II» (1896)), систему жанров, заимствовав смысловую логику из литературы. Музыкальное сопровождение фильмов часто сочинялось и исполнялось нанятыми таперами в импровизированной форме, что придавало просмотру образность балагана или представления низкого качества. В 1898 году братья Люмьер отказываются от исключительных прав на собственное изобретение «Синематограф», придерживаясь цели в получении прибыли от производства кинопленки, изготовления и продажи фототехники.
Дмитрий Федоров