В США тоже занимаются импортозамещением
8 января 2024 г. с космодрома на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) был выполнен успешный запуск ракетоносителя (РН) «Вулкан» (Vulcan) с лунным зондом «Перегрин» (Peregrine) компании Astrobotic Technology в рамках миссии Cert-1. Это был первый старт перспективного РН. К сожалению, посадочный аппарат «Перегрин» не долетел до Луны из-за неисправностей. Однако первая ступень РН «Вулкан», оснащенная двумя новыми ЖРД ВЕ-4, отработала на «отлично».
ЖРД ВЕ-4 – это аналог отечественного ЖРД РД 180, который с начала 1999 г. до 2022 г. приобретался США для установки на своих РН «Атлас-3» и «Атлас-5».
Вначале планировалось, что РН нового поколения «Вулкан Центаур» с ЖРД ВЕ-4 будет готов к запуску в 2021 г., но произошел сдвиг на два года. Отметим, что разработка ЖРД ВЕ-4 началась в 2011 г. Тяга нового ЖРД на уровне моря составляет 227,4 тс.
Однако стоит провести небольшой исторический экскурс. В 2014 г. после того, как Крым был присоединен к России и, как следствие, ухудшились российско-американские отношения, а также отношения с Европейским Союзом, различные политические деятели России и США предлагали прекратить поставки двигателя РД-180, используемые американцами. Однако здравого смысла и прагматического расчета хватило, чтобы не прекращать успешный бизнес.
В 2011 г. Счетная палата России, проверяя НПО «Энергомаш», установила, что в 2008-2009 гг. чистый убыток предприятия от поставок ЖРД РД-180 в США составил 880 млн рублей или почти 68% всех убытков компании. Продажная цена одного двигателя РД-180 для США, по неофициальной информации, была тогда около $12 млн за штуку. По словам исполнительного директора НПО «Энергомаш» (на тот момент в 2011 г.) Владимира Солнцева, до 2010 г. РД-180 продавались с убытком, поскольку себестоимость производства росла более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось наладить сбыт. По его словам, «в 2010-2011 гг. был принят ряд мер, и ситуацию удалось выправить». Но даже тогда, не были прекращены поставки РД-180 в США.
На момент начала СВО и прекращения продаж двигателей в США ежегодные поставки ЖРД РД-180 составляли в среднем около семи-восьми штук в год. Для российского предприятия НПО «Энергомаш» ежегодные поставки РД-180 в США суммарно составляли приблизительно 50% выручки.
Чтобы немного подсластить горькую пилюлю, сообщу, что на унифицированном техническом комплексе космодрома Восточный (Амурская область) специалисты приступили к подготовке РН «Ангара-А5» к первому пуску. Это будет четвертый старт «Ангары-А5» и первый с нового российского космодрома. Ранее РН семейства «Ангара-А5» запускались с космодрома Плесецк (Архангельская область). Старт «Ангары» на космодроме Восточный запланирован на март 2024 г.
Семейство РН «Ангара» создается в России более 30 лет. Головной разработчик Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева.