Детей научат “варить борщ” и “мечтать о великом”
По заявкам “родительского сообщества и учителей”, Госдума 6 декабря утвердила запрет на использование телефонов в ходе школьных уроков и внесла “Труд” в список обязательных предметов для учащихся 1-9 классов. Там девочек, по соображениям председателя ГД Володина, должны “учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже”. Подмосковные парламентарии тем временем сокрушались о сомнительных, с их точки зрения, мечтах нового поколения и планировали привить ему то, в чём не замечены сами – “приоритет духовного над материальным”.
“Чтобы не играли на уроках”
С момента публикации закона, который ещё должны одобрить Совет Федерации и президент, мобильные в школах окажутся под запретом, чтобы создать “благоприятные условия для проведения педагогами учебных занятий”.
“Исключение составят предусмотренные образовательной программой случаи, в которых непосредственно следует обращаться к электронным ресурсам, а также ситуации, связанные с возникновением опасности жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации, – говорится в пояснительной записке к документу. – Реализация данного положения позволит минимизировать факторы отвлечения внимания обучающихся во время проведения учебных занятий”.
Поначалу группа депутатов и сенаторов, вносившая законопроект, предлагала ввести в школах XXI века тотальный запрет на все средства связи на уроках. Ко второму чтению опомнились и уточнили, что в ходе занятий нельзя будет использовать “средства подвижной радиотелефонной связи”.
«То есть речь в законе идет о мобильных телефонах, тех средствах связи, которые дети приносят с собой и используют в большей степени как игрушки», — растолковала председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Между тем во многих учебных заведениях пользование телефонами на уроках находится под запретом и без депутатских инициатив. Однозначно выручают мобильные школьников, если во время учебного процесса они подвергаются буллингу со стороны неуравновешенных учителей. Сколько случаев травли за последние годы было бы замято и прошло мимо внимания общества, если бы не ролики учащихся, выложенные в соцсети?
Теперь возможностей защититься таким образом от неадекватного поведения взрослых у детей станет меньше.
Но парламентарии полагают, что восстановят нарушающийся баланс другой новеллой: законом “усиливается роль руководителя образовательной организации в предотвращении конфликтных ситуаций, устанавливается его обязанность принимать необходимые меры, направленные на соблюдение прав участников образовательных отношений, что не позволит ему оставаться в стороне в случае возникновения подобных ситуаций”.
Кроме того, документ устраняет “имевшиеся ранее диспропорции между правовым статусом педагога и иных участников образовательного процесса в части уважения человеческого достоинства, недопущения применения физического и психического насилия”. Прежде право на деликатное отношение в российских школах было, как оказалось, только у учеников.
Создавать благоприятные условия для учителей также собираются включением “в правила внутреннего распорядка обучающихся требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в образовательной организации, которые для обучающихся будут обязательны к исполнению”.
Контролировать выполнение дисциплинарных требований станут педработники и администрации школ. При этом руководство образовательных организаций обязывают рассматривать обращения преподавателей “о применении дисциплинарных взысканий к обучающимся, которые нарушают правила внутреннего распорядка”.
“Короли и капуста”
С 1 сентября 2024 года вдобавок к непременному трудовому воспитанию перечень обязательных предметов с 1-го по 9-й классы дополнят «Трудом (технологией)». Авторами такой поправки к закону “Об образовании в РФ” выступили лидеры всех думских фракций и спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
“Конечно, когда речь идет о ребятах, о девочках, надо готовить к взрослой жизни: учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже. Учить держать молоток, – рассуждал на заседании ГД единоросс Володин, в период депутатства которого массово и зачастую без замены на новые закрывались школьные мастерские. – Либо пускай это будут какие-то новые технологии, потому что в жизни они пригодятся. Надо думать о нашей второй половине, о женах, а какой мужчина, если у него нет навыков к труду, если он не будет опорой для женщины в будущей жизни?”
Судя по опубликованному финансово-экономическому обоснованию законопроекта, депутаты уверены, что его реализация, включая оснащение кабинетов труда, не потребует “дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации”. А значит, скорее всего, на практике под названием “Технология” в школах продолжат маскировать сверхурочные часы на основные предметы.
“Плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь”
В тот же день, 6 декабря, Мособлдума провела конференцию «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Там тоже вспомнили о подрастающем поколении, но строго после цитирования Путина.
«Именно Россия взяла на себя ответственность за справедливое мироустройство. Это тяжелая ноша. Но с Божьей помощью мы справимся, – надеялся с трибуны спикер МОД, единоросс Игорь Брынцалов. – Я думаю, наша с вами ключевая задача – сделать всё, чтобы наши дети мечтали о великом. Не о том, чтобы прославиться как блогер-миллионник, а чтобы стать учеными, писателями, художниками. Чтобы им хотелось развиваться и расти до больших целей. Подлинное величие страны – в мечтах её народа. И отсюда следует наша национальная идея – приоритет духовного над материальным, способность оставаться Человеком при любых обстоятельствах».
Мероприятие состоялось в рамках XXI Московских областных Рождественских образовательных чтений. И в двадцать первый раз тема о том, как российский истеблишмент подаёт личный пример детям, отдавая “приоритет духовному над материальным”, осталась нераскрытой.