Городское образование: плюсы, минусы, «подводные камни»

1516

В рубрике «Без права на молчание» на вопросы читателей ЖВ отвечает начальник Управления образования администрации г.о.Жуковский Наталия Гусарова

Новый руководитель городского образования по специальности учитель географии. В 1991 году Наталия Гусарова окончила Воронежский университет. Была учителем, завучем, директором школы: с 2008 года стала заместителем директора по воспитательной работе в школе № 10,  с 31 августа 2018 года – директор школы № 15, а с февраля 2019 года – начальник управления образования администрации г.о. Жуковский.

Начнем с вопросов про дошкольное образование: собираетесь ли Вы пересматривать политику в сфере дошкольного образования? Меня интересует вопрос с местами в детских садах для детей, которым исполняется три года после 1 сентября. Сейчас путевку в детский сад можно получить один раз в год, с условием, что ребенку уже будет три года на момент 1 сентября текущего года. Но есть дети, у которых день рождения осенью, а в саду отсутствует ясельная группа. Получается, их будут записывать только почти в четыре года. Какие документы регламентируют выбранную систему оформления путевок в детский сад?  (Гордеева Н.) Такой же вопрос задала еще одна наша читательница – Сидоренкова Н., указав, что в школу берут детей с 6 лет, если 7 исполнится в течение полугода.

Сразу отвечу на первый вопрос: у нас на муниципальном уровне просто нет никаких полномочий пересматривать политику в сфере дошкольного образования, это федеральный уровень, закон об образовании – № 273-ФЗ. На региональном уровне законодательно можно сделать систему более гибкой. В этом году у нас изменился регламент, он вступает в силу с первого июля. Поэтому в следующем году будут действовать более комфортные условия приписки детей к детским садам города. Те дети, которые будут иметь постоянную регистрацию по месту жительства, будут пользовать приоритетным правом.

К сожалению, мы не можем изменить дату на первое сентября, потому что это привязано к общему образовательному процессу, это регулируется федеральным законодательством. В 2013 году дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, что зафиксировано в законе. Однако мы увеличиваем количество групп, куда набирают с двух лет. В городе уже есть несколько образовательных учреждений для дошкольного образования, куда берут детей с двух лет, например, в д/с № 19. И в ближайших планах открытие дополнительных групп. Существует возможность дополнительно закрепиться за детскими садами, которые принимают в группы с двух лет. Что касается регламентирующей документации, то с 01.07.2013 года комплектование групп в детских садах производится с помощью единой информационной   системы «ЕИСДОУ. Заявление», которая действует на основании Постановления Правительства Московской области № 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области». Основное комплектование детских садов на новый учебный год проводится с 1 мая по 30 июня (п. 8.2.2 Административного регламента «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории г.о.Жуковский», утвержденный постановлением Администрации № 208 от 26.02.2018). С 1 июля по 31 марта следующего календарного года проводится доукомплектование на свободные места.

Что делать, если заведующая скрывает отсутствие занятий у воспитанников? В д/с № 35 нет дополнительного образования, а у меня нет возможности водить ребенка в кружки, так как работаю за пределами города (Торубарова И.)

Кружковая работа осуществляется педагогами ДОУ в течение всего учебного года и организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не дублирует основную образовательную программу. Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет. Занятия в группах проводятся в соответствии с учебным планом и режимом для каждой группы лиц. Возможно, недопонимание произошло из-за некой несогласованности, так как технический специалист по ошибке убрал с сайта образовательного учреждения информацию о действующих кружках. В настоящий момент  информацию обновили.

Перейдем к школам,  вопрос, который волнует многих жуковчан уже долгие годы – будет ли все-таки школа в 5 микрорайоне и, главное, когда?

Сейчас уже идут проектно-изыскательные работы, то есть привязка проекта к местности. То есть процесс наконец-то запустили, срок сдачи в эксплуатацию – 2022 год. Так что от планов приступили к реализации, и город уже, наконец, получит 16 школу, а 5 микрорайон – образовательное учреждение шаговой доступности.

Тогда сразу вопрос о приписке улиц к школам: почему школа № 11 относится к ул. Гризодубовой, а школа № 7 – к ул. Левченко? Где логика? (Селихова Н.)

Привязка школ к определенным улицам устанавливается постановлением главы и, естественно, может корректироваться. Я пришла на должность начальника управления образования уже после начала подачи заявлений в первый класс. В будущем году мы обязательно будем пересматривать этот документ и вносить изменения.

 

Нашей школе № 4 последнее время не везет: за 5 лет сменилось три директора. Последний директор – Алексей Казанов ушел несколько недель назад, не дожидаясь окончания учебного года. Что ждет школу № 4 в будущем? (Журавель М.)

Алексей Казанов написал заявление по собственному желанию, это было его решение, он перешел на работу в образовательное учреждение в г. Раменское. Согласна, что после того, как Галина Юрьевна Киреева, бывшая руководителем школы долгие годы, ушла на пенсию, школе не очень везет. Хотя все последующие директора – достойные люди, никаких вопросов по качеству руководства и образования к ним не было, но, к сожалению, так сложились обстоятельства. На сегодняшний момент исполняет обязанности директора школы № 4 Анна Александровна Тихонова. Пока мы находимся в стадии обсуждения эффективности комплексного образования, Анна Александровна будет руководить школой в статусе исполняющего обязанности.

Кстати, после статьи в вашей газете об идее объединения детских садов и школ в образовательные центры, мне пришло письмо от жителя города, в котором он рассказывает об исследовании, проведенном в 2017 году. Согласно этим документам, в наукограде Жуковский очень мало старшеклассников выбирают профессию, связанную с авиационной наукой, чтобы потом продолжить работу на градообразующих предприятиях авиационной промышленности. Например, всего лишь 40 выпускников поступили в МАИ. И это при том обилии физико-математических классов, которые существуют у нас в городе.

Я бы все-таки связала это больше с тенденцией по всей стране, а не считала бы местной проблемой. Все идут в госуправление, потому что это самый эффективный «социальный лифт» на сегодняшний момент.

В этом году приступили к реализации программ национального проекта «Образование», и я надеюсь, что изменения будут, национальные приоритеты в сфере образования дадут определенные результаты.

Как Вы считаете, есть ли шанс у российской школы встать в ряд наиболее эффективных систем образования, дать миру новых Менделеевых-Лобачевских-Сахаровых-Королевых, и что вы можете сделать, чтобы в ХХI веке наукоград сумел возродить славу города ученых и интеллектуалов в новых поколениях? А что сделать не можете, но считаете, что сделать нужно, например, в государстве и обществе?  (Лаврик Д.)

Повторюсь, дан старт многим национальным проектам, направленным на то, чтобы поднять российское образование на достойный уровень. Президентом была поставлена задача – войти в десятку лидеров образовательных систем в мире. Сейчас мы пытаемся ее реализовать. Очень бы хотелось, чтобы и государство, и общество пришли к осознанию простой вещи: главный ресурс любой страны – это люди, точнее их интеллектуальный потенциал.

 

Насколько, на Ваш взгляд, совместимы школа и религия? (Шапошников Д.)

Школа является светским учреждением, мы не ведем религиозную пропаганду. Это четко прописано в законе «Об образовании в Российской Федерации: один из основных принципов – светский характер образования. При этом есть определенные предметы, которые введены Минобрнауки РФ в школьный курс, например, «Основы религиозных культур и светской этики». В моем понимании, как в в любом другом вопросе, здесь важно иметь чувство меры. Если ученики получают базовые знания по основам православной культуры, ничего плохо я в этом не вижу. Школа дает теоретические знания, а дети потом самостоятельно принимают решение. Совместно с церковью проводятся мероприятия гуманитарного характера, например, «Рождественские чтения». В этом году XXVII Рождественские образовательные чтения проходили под названием «Молодежь: свобода и ответственность».  Лидия Николаевна Антонова, будучи министром образования Московской области, начала, и до сих пор, уже являясь депутатом Государственной Думы, продолжает работу в этом направлении. В рамках программы поднимаются острые вопросы, касающиеся подрастающего поколения, независимо от вероисповедания. Это именно просветительство, а не пропаганда, благодаря которому возможно совместное решение многих вопросов.

Еще один похожий вопрос. Как Вы относитесь к введению в школе основ православной культуры? (Иваненко Е.)

«Основы православной культуры» – это учебный модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики». В рамкам данного курса изучается не только православие, есть модули по исламу, иудаизму и другим религиям. С 2010 года основы православной культуры ввели в учебную программу в 19 регионах России, а с 2012 года – по всей стране. При этом он не является обязательным, родители имеют право выбрать «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Обучение проводится по учебнику А.В. Кураева, предложенному Минобрнауки. Стоит отметить, что предмет представлен Министерством образования и науки как светский, преподавание ведется светскими педагогами, это изучение окружающего мира.

Кстати, про окружающий мир, как школьный предмет. Почему у младших классов физкультура 3 раза в неделю, а окружающий мир два раза в неделю? Многие родители считают это некоторым перекосом в учебном процессе.

Существуют определенные образовательные стандарты, утвержденные нашим профильным министерством. Образовательная организация не может уменьшать количество часов обязательных учебных предметов и часов, отводимых стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях, и несет ответственность в случае нарушения этого требования. В экспертном сообществе и всевозможных родительских организациях постоянно ведется дискуссия на тему приоритетов в образовании, однако в младшей школе, как мне кажется, это вопрос настолько остро не стоит.

Мы приехали в Жуковский из Астрахани, там учились в физико-математической школе. Ребенок имеет награду за 2 класс “Гордость школы”. Переехав, хотели поступить в школу № 9 (живём ул. Гагарина 59), нам прямо на пороге сказали, что мест в начальной школе нет. Директор так нас и не принял, пытались попасть к нему 3 раза. Пошли в школу № 11, там без вопросов нас взяли в 3 класс. Прожив здесь без малого год, общаясь с родителями из других школ, видим, что в других школах постоянно проходят олимпиады среди начальных классов, а в 11 школе этого нет. Почему? Почему проходит так мало конкурсов? (Ерофеева В.)

 

Очень хороший вопрос, действительно, олимпиады  по предметам на уровне начального образования не проводятся. Но есть масса других конкурсов и мероприятий, в том числе, ежегодная городская Научно-практическая конференция, в которой могут участвовать младшие классы школ.

 

Что нужно сделать, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение? И как потом будут оценивать его знания? (Семенов И.)

Для начала нужно понимать разницу между домашним обучением и семейным обучением. На домашнее обучение переводят только по результатам прохождения медико-психологической экспертизы, то есть исключительно по медицинским показаниям. Это все прописано в ч.5 ст. 41 Федерального закона № 273. При семейном обучении родитель частично или полностью берет образование своего ребенка на себя. При выборе такой формы образования родители информируют о своем выборе Управление образования администрации (ч.5 ст.63 ФЗ № 273). При семейном обучении аттестация проводится в одной из школ, блоками или раз в год, это уже решается индивидуально.

А если во время аттестации станет понятно, что ребенок за год ничего не выучил?

Тогда родителям рекомендуют вернуть ребенка в школу. Но возникнет вопрос, в какой класс ребенок возвратится, ведь, получается, что он год пропустил, так как его не аттестовали. Поэтому решение о переходе на семейное обучение – серьезный шаг, который нужно обдумать, взвесить все «за» и «против». Сможете ли вы достаточно времени уделить учебному процессу, насколько эффективно ребенок сможет самостоятельно заниматься уроками, – все это надо продумать заранее, чтобы потом не устраивать нервотрепку себе и ребенку.

Достаточно ли, на Ваш взгляд, в школах уделяется внимания патриотическому воспитанию? (Ищенко Н.)

Сегодня все ломают копья в подобных дискуссиях, кто-то считает, что внимания слишком много, кто-то, наоборот, что мало. Патриотическое воспитание как предмет не входит в базовый учебный план, поэтому каждая школа сама для себя определяет количество мероприятий по патриотическому воспитанию. И делается это совместно с родителями – заказчиками образовательного процесса. Так что это вопрос для каждой школы отдельно.

 

ЖВ писали про конфликт в школе № 12, в которой часть начальной школы занимает театр «ШЭСТ», из-за чего не хватило места для первых классов, и их были вынуждены разместить в старшей школе, что, согласитесь, не совсем логично. В начале учебного года родителям первоклашек пообещали, что к 1 сентября 2019 года театр «ШЭСТ» покинет помещения в школе № 12 и переедет в другое здание. предоставленное городом. Нашли ли уже помещение для театра и когда он переедет?

 

На данный момент ведется работа и уже, как мне сказали, достигнута договоренность о переезде театра «ШЭСТ» летом в помещения по адресу: ул. Гагарина, 85. Туда, где раньше находилась детская поликлиника. Туда уже выходили строители, чтобы определить фронт работ по ремонту помещений. Как только «ШЭСТ» выезжает из помещений школы, там также начинается ремонт. 1 сентября 2019 года учебный процесс у начальной школы должен стартовать в новых помещениях.

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.