Был бы журналист, а статья найдется

2168

17 ноября Люберецкий городской суд вынес приговор журналистам проекта «Росдержава» Александру Дорогову и Яну Кателевскому, которых обвиняли в вымогательстве 1,5 млн рублей у инспектора ДПС. Их приговорили к 10,5 и 9,5 годам в колонии строгого режима соответственно, гособвинитель запрашивал 12 и 10 лет. Третий фигурант дела, Дмитрий Филимонов, несколько раз менявший свои показания и признававшийся, что оговорил журналистов под давлением оперативников, получил 7 лет условно, прокуратура требовала 8 лет реального срок

История длится почти три года, с июня 2020 года журналисты находятся в СИЗО, из двух других фигурантов один перешел в статус свидетеля, а другому сначала изменили меру пресечения на подписку о невыезде, а потом дали условный срок.

Уголовное дело началось с заявления старшего инспектора ДПС Павла Горохова на имя начальника ГУ МВД России по Московской области Виктора Паукова, которое он написал в мае 2020 года: «Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности не установленных мне лиц, которые в период времени с 7 марта 2020 года по 3 апреля 2020 года под предлогом распространения в отношении меня лживых сведений в сети Интернет завладели принадлежащими мне денежными средствами в размере один миллион триста тысяч рублей, тем самым причинили мне значительный ущерб». На самом деле потерпевший лукавил, так как знал «неустановленных лиц» и даже пытался с ними договориться в обход закона.

По версии обвинения, все началось с личной неприязни журналиста «Росдержавы» Александра Дорогова из-за истории 11-летней давности. В 2012 году инспектор ДПС Горохов подошел к автомобилю Дорогова, припаркованному около магазина, и когда тот вышел, составил протокол за отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на месте, а мировой суд назначил наказание в виде лишения водительских прав на 1,5 года. Через семь лет после этой истории Александр Дорогов, испытывая личную неприязнь, стал выкладывать на своем канале в ютубе ролики про инспектора ДПС, в которых показывал его взяточником и махинатором. Следствие насчитало пять роликов про Горохова с октября 2019 года по февраль 2020 года, квалифицировав журналистские расследования о коррумпированности и получении взяток как «преступный умысел, направленный на получение материальной выгоды путем требования передачи чужого имущества в особо крупном размере в виде денежных средств в сумме 1 500 000 рублей, принадлежащих старшему инспектору ДПС 14 батальона 2 полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Московской области старшему лейтенанту полиции Горохову П.Ю., под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего». При этом, по версии обвинения, Дорогов вступил в преступный сговор с еще одним журналистом «Росдержавы» Яном Кателевским, который также участвовал в расследованиях и дублировал ролики на своем канале в ютубе.

Как указано в обвинительном заключении, журналисты третировали инспектора ДПС по месту службы, а потом предложили все закончить за сумму в 1,5 миллиона рублей. Причем, по версии следствия, журналисты «Росдержавы» решили потребовать с инспектора ДПС денежные средства через своего знакомого, Дмитрия Филимонова, который входил в общественный совет при МВД и «имел обширный круг знакомств в правоохранительных органах». Поэтому 22.02.2020 они приехали в поселок Жилино Люберецкого района, где обычно дежурил инспектор Горохов, увидели, что его нет, и просто показали другому инспектору 14 батальона, Рябчикову, визитку Филимонова с просьбой передать Горохову, что решить вопрос с прекращением публикаций можно через контакт, указанный на визитке. Между тем, как написано в обвинительном заключении, самому Филимонову о своих преступных намерениях Дорогов и Кателевский сообщили лишь 03.03.2020 года. «Филимонов Д.Б., руководствуясь ложно понятым чувством товарищества, желая помочь Кателевскому Я.Н. и Дорогову А.Б. обогатиться преступным путем, согласился принять участие в преступной деятельности». То есть, журналисты просто показали визитку и передали предложение договориться рандомном сослуживцу Горохова, и даже дали контакты человека, которого решили ввести в курс дела только через 10 дней. Правда, эту версию никто, кроме Рябчикова, не подтверждает, а сам Горохов в своих первоначальных объяснениях пишет, что он обратился к Филимонову через своего знакомого Артема Коханого и тот сказал, что за 1,5 млн рублей вопрос решит, ни Дорогов, ни Кателевский никаких требований не предъявляли. «Я согласился, так как данная ситуация меня угнетала, наносила вред моей семье».
Артем Коханый в июне 2020 года стал одним из фигурантов этого уголовного дела о вымогательстве, что вызвало большой резонанс в Московской области: сын депутата Мособлдумы Игоря Коханого, генеральный директор инвестиционной строительной компании «Ареал», крупного застройщика в Люберецком районе и президент благотворительного фонда «Люберецкий квартал» был задержан вместе с Филимоновым и помещен под стражу. Объяснения потерпевшего и первоначальные показания самого Артема Коханого доказывали его прямое участие в данном деле: Горохов и Филимонов встречались с Коханым в офисе его компании, обсуждали финансовые вопросы, передачу денег. Собственно, все денежные средства Горохов передавал Коханому. Более того, в материалах дела есть постановление о проведении оперативного эксперимента от 1 июня 2020 года, согласно которому неустановленные лица с телефонами номеров, принадлежащими Филимонову и Коханому, являются посредниками в еще одном деле: за 150 000 рублей предлагают восстановить уволенного сотрудника полиции. При этом в акте проведения ОРМ отражен разговор между Гороховым и Дороговым, во время которого первый спрашивает, почему он отдал деньги, а материалы продолжают публиковать, а второй отвечает: « Я никаких денег не брал, кому отдавал, с того и спрашивай».

В первоначальных объяснениях Горохов указал, что после звонка Рябчикова, к которому приехали с предложением Дорогов и Кателевский, он позвонил своему знакомому Артему Коханому, знавшего Филимонова, и рассказал сложившуюся ситуацию. «Через несколько дней он (Горохов П.Ю.) встретился с Коханым А.И. и последний пояснил, что Филимонов Д.Б. сможет урегулировать ситуацию, но для этого ему (Горохову Ю.П.) необходимо передать полтора миллиона рублей». Один миллион рублей Горохов передал Коханому 7 марта 2020 года, 300 тысяч рублей 3 апреля 2020 года Коханому на карту Сбербанка перевел сослуживец Горохова, инспектор 14 батальона Дмитрий Голиков.

23 июня 2021 года Артем Коханый из обвиняемого внезапно перешел в ранг свидетеля. И в тексте обвинительного заключения его действия все время сопровождаются уточнением «не участвуя в преступных действиях». Так Коханый передал просьбу Филимонову, его ответ Горохову, получил 1 млн 300 рублей и передал их Филимонову без каких-либо целей. Исключительно «желая помочь Горохову П.Ю. в прекращении осуществления в отношении него видеосъемок несения им службы и дальнейшего размещения их в ютубе, содержащих заведомо ложные комментарии Дорогова А.Б и Кателевского Я.Н. о коррумпированности Горохова П.Ю».

После того, как Коханого вывели из статуса обвиняемого, Филимонову, по его собственному признанию на суде, предложили в обмен на изменение меры пресечения дать дополнительные показания, однако защита Дорогова и Кателевского считает, что просто «пряник» не сработал, и к Филимонову применили весь арсенал давления, от открытия уголовных дел на родственников до прямых угроз.
От допроса к допросу показания Филимонова обрастали подробностями, сначала он изменил сумму с 1 млн 1,5 млн рублей, что позволило следствию переквалифицировать обвинение с «крупного размера» на «особо крупный размер», а затем показал, что передавал деньги Дорогову в присутствии Кателевского, которого вообще до этого не знал. После чего ему изменили меру пресечения на подписку о невыезде.
В июне 2021 года Филимонов заявил, что под давлением со стороны следствия дал ложные показания, на суде он утверждал, что оговорил Кателевского. Однако ближе к финалу процесса опять поменял позицию, продолжив давать показания на журналистов.
И это не единственный казус, на суде следователь Дмитрий Лавренкин заявил, что у него изъяли дело и передали другому следователю сразу после признания Филимонова о заведомо ложных показаниях. «Мне не дали дорасследовать это дело до конца и принять процессуальное решение в отношении всех обвиняемых, я понял, что предъявленные обвинения не соответствуют обстоятельствам, – рассказал следователь Лавренкин в судебном заседании. – …Сажать нужно было Горохова, а не вас». Как считает Лавренкин, именно из-за этого дело у него из производства забрали.

Дорогов и Кателевский свою вину не признали, факт получения денег отрицали, также в деле нет никаких других показаний, подтверждающих требование и передачу денег журналистов, кроме слов Филимонова и Коханого, а также свидетелей – сослуживцев Горохова. Вспоминается до боли знакомая фраза: «У суда нет оснований не доверять сотрудникам полиции»
В деле 19 свидетелей, сотрудников ГИБДД, сослуживцев Горохова. Как рассказал адвокат Владислав Луньков, все они знали о ситуации, четверо из них даже показали, что им было известно о требовании с Горохова денег, а некоторые из них даже знали, что Горохов заплатил деньги. «Это явка с повинной, они обязаны были сообщить о преступлении», – уверен адвокат и приводит наглядный пример: «Горохов говорит своему сослуживцу Голикову, что с него требуют денег, Голиков спрашивает, как может помочь? Написать в УСБ? Нет, он ему дает деньги, чтобы тот заплатил, без расписок, без сроков. В этом деле преступление догоняет преступление: нет ни одного человека в этом процессе со стороны обвинения, кто не соврал».
Все 167 листов обвинительного заключения рассказывают поразительную историю, которая началась с мошенничества одних лиц, а закончилась обвинением в вымогательстве для журналистов. При этом сели не те, кто получал, а те, на кого получатели указали. «Некого здесь судить, ваша честь, потому что тех, кого действительно надо судить, в этом зале нет», – закончил прения адвокат Луньков. Однако приговор показал обратное: был бы человек, а статья найдется.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.