Интересен ли сегодня А.Н. Островский?

1899

В театре «Стрела» 28 и 29 октября состоялась премьера спектакля «Правда –хорошо, а счастье лучше».

Мало сказать, что пьесы А.Н. Островского – богатая коллекция характеров и ситуаций, это и уникальный язык. Художественный текст, полный поговорок, пословиц, метафор, аллегорий. И весь этот золотой поток слов присвоен актёрами театра «Стрела» сполна. Мы, зрители, в который раз испытали удовольствие от встречи с русской классикой посредством замечательной сценической версии пьесы «Правда – хорошо, а счастье лучше». До начала спектакля мы уже были погружены в атмосферу лета и фруктового сада. Люди в зале в буквальном смысле оказались посередине яблоневых аллей: по бокам от сидений и слева, и справа – бутафорские яблони. И вот начался спектакль. Глядя на сцену, мы будто узнали своих далёких предков, живших в Замоскворечье. Зрители с жадностью вслушивались в эти прелестные, наполненные живыми оборотами, диалоги.


Сначала ловишь себя на мысли о двойственности восприятия: с одной стороны, органичная, безупречно правдивая игра актёров в предлагаемых обстоятельствах, с другой – словесная узорчатая ткань, написанная автором. Постепенно в процессе восприятия всё сливается в единую художественную картину, которая твоё внимание немыслимым образом приковывает к сцене. Игра актёров лишена надуманности, театральных излишеств; гротеска здесь столько, сколько нужно. И порой забываешь, что ты в театре, думаешь, что это твои соседи воркуют. Режиссёр спектакля Наталья Ступина, работая с актёрами над выстраиванием диалогов, достигает поистине художественной правды, вскрывая настоящие помыслы персонажей через мизансцены, актёрские пристройки, различные акценты. Театр «Стрела» в известном смысле достиг вершин в направлении психологического театра, где всё мотивировано и оправдано.
Здесь история имеет две стороны: любовную и денежно-деловую. Линию действия представляет главный герой приказчик в богатом купеческом доме Барабошевых – Платон Зыбкин (актёр Даниил Мясников). Такие люди – большая редкость во все времена. Платон всегда говорит правду, готов за правду умереть. Все остальные, так или иначе, лавируют в потоке жизни, пристраиваются. Кто-то в более безобидном смысле, как купеческая дочь Поликсена (актриса Ольга Грень), полюбившая Платона и устраивающая тайные ночные свидания. Другие – с определённой корыстной целью, как вдовец Амос Барабошев (актёр Юрий Горбатиков), желающий жить на широкую ногу, и для этого обманывающий свою маменьку – Мавру Тарасовну (актриса Людмила Криспо). А третьи – приказчик Мухояров (актёр Юрий Бут) живут только обманом ближнего и подделкой векселей. Сквозной мотив – правда Платона, нежелание его подделывать документы – сталкивается с душевной нечистоплотностью, шантажом со стороны купеческого дома. Но Мавра Тарасовна – хозяйка, глыба, которую невозможно свернуть с её целей – выдать замуж Поликсену за генерала, прогнать со двора няньку Филицату (засл. артистка Московской области Мария Дьякова) за недосмотр внучки, вдруг резко меняет свои планы.


Почему? Именно потому что “счастье лучше”. Здесь “счастье” можно трактовать еще и как “случай”, “судьба”. Счастье даётся человеку свыше. Героиня Островского, руками которой он творит это счастье, названа Фелицатой, что и означает “счастье”. Старая нянька Фелицата находит бывшего возлюбленного своей хозяйки Мавры Тарасовны, отставного старого солдата Силу Грозного (засл. артист Московской области Александр Терехов).Благодаря ему бабушка разрешает внучке выйти замуж за Платона, делает его, Платона, главным приказчиком, “прищучивает” своего сына- прохиндея Амоса, ставит на место подлеца Мухоярова, и, конечно, оставляет Фелицату, то есть “счастье”, в своём купеческом доме. Счастье лучше правды. Но мы понимаем, что без правды счастью не бывать. И эта мысль подчёркнута в спектакле. Правдивый, бедный и такой чуднОй Платон очень приглянулся Поликсене, столь же упрямой, как и её бабушка, и нянька Фелицата не смогла устоять и организовала счастье своей барышне, а заодно и Платону.
Спектакль режиссурой и актёрской игрой столь хорош, что один из близких театру людей дал премьере оценку в виде метафоры: “Спектакль – как выдержанное марочное вино”. Блестящая игра корифеев театра и молодой пары (Д.Мясников -О.Грень) – гармония между богатой палитрой мастеров и свежими красками темперамента юности.


Необычайно интересно было наблюдать за тем, как актеры театра на сцене думают, как меняются их мысли и действия от перемены обстоятельств. Мать Платона Палагея Григорьевна (засл. fртистка Московской области Ольга Андрианова) будто и телом, и разумом поэтапно впитывает новую для неё мысль, что долг отдавать, оказывается, вовсе не нужно. Мы видим, как меняются выражение лица, пластика, ритм актрисы. Садовник Глеб Меркулыч (актёр Эдуард Сажин), ворующий яблоки, когда обнаружил, что вором можно объявить Платона и отвести от себя барский гнев – становится безмерно счастливым. Меняется психо-физическое состояние актера-персонажа: он распрямляется, начинает свободней дышать, а затем резко включается в новую авантюру. В точности актёрских оценок наш театр, кажется, превзошёл другие.
В сверхдинамическое, сплошь визуализированное время может ли быть интересной разговорная пьеса? Если это Островский -да! И если это театр “Стрела” – да. Весь спектакль построен на словесных сражениях, и нам интересно смотреть, как исполнители действуют словом, играют им. Приятно видеть актеров в настоящих художественных, “говорящих” декорациях (художник Михаил Карягин), где уравновешены: слева – дворик бедного семейства Зыбкиных, а справа -крыльцо купеческого дома Барабошевых. На заднем плане – каменная стена, символ крепости купеческих традиций, за ней чувствуется какая-то другая, свободная жизнь.. Но стена эта -только внешне стена, не крепка она, раз и сюда проникла любовь. Живые яблоки, тем или иным способом, появляющиеся на сцене -символ молодой, созревшей любви. Недаром раньше сама пьеса называлась “Наливные яблоки”. Музыка, звуки гармошки, песни под гармонь Мавры и Грознова (звуковое оформление -Алексей Роньжин) -ностальгия по прежней любви, в которой слышится и мотив новой любви, любви молодых.
Островский сегодня и интересен, и современен. И не важно какое на дворе время. Пьесы автора – зеркало человеческой жизни. Многие психологи говорят, что творчество Островского – своеобразный учебник по психологии. А когда он так художественно и со вкусом представлен, как в постановке заслуженного работника культуры РФ Натальи Ступиной в театре” Стрела”, то изучать его будут долго и с удовольствием.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.