Летом этого года прекрасная танцевальная пара — Сергей Вархол и Елена Матросова — отпраздновали 40-летие своего брачного союза. Газетная страница не смогла вместить все об их необыкновенной творческой биографии, и о весомом вкладе в развитие культуры города вообще и бальных танцев в частности.
Сергей, расскажите, как вы пришли на бальные танцы.
— Вырос я на Севере, — начал рассказывать Сергей Павлович, — потом родители купили кооператив в Кишиневе. Когда мне было лет 14, я увидел из окна троллейбуса большую красивую афишу у республиканского ДК, приглашавшую детей-школьников на конкурсный отбор в коллектив современного бального танца. Афиша мне сразу понравилась, и я пришел. Зал был заполнен множеством ребят, в основном девчонками. Меня попросили сделать пару движений и сразу приняли. К окончанию школы, позанимавшись всего два года, я танцевал по D-классу. Особое впечатление произвела на меня поездка на конкурс в Ленинград: необыкновенно красивый зал в старинном дворце, зеркальный паркет, изящные узоры лепнины на стенах и на высоком потолке, канделябры… — и вот в такой красоте мы, простые школьники, танцуем. Это было незабываемо. Здесь же на конкурсе я увидел, как танцует пара международного класса, и подумал: «Боже, это нереально так двигаться!» И тогда я себе сказал, что буду танцевать точно также, и добился.
Вы танцевали и как-то смогли подготовиться так, что с первого раза поступили на Физтех?
— Авиацией я «заболел» с детства, папа был военным летчиком, и я хотел стать летчиком, я очень увлекался самолетами, в комнате под потолком висели модели самолетов. Но медкомиссию в летное училище не прошел, тогда решил поступать на ФАЛТ МФТИ. В старших классах учился с физико-математической подготовкой. Наш учитель так хорошо преподавал, что для поступления репетиторы не потребовались. Поступив, приехал в Жуковский
с твердым желанием продолжить заниматься бальными танцами, так что сразу пришел в ДК, бальные были только там. Встретил меня Александр Викторович Сидоров, элегантный, красивый мужчина.
Как вы встретились с Еленой Александровной?
— На танцах, конечно, — ответила она за Сергея.
А вы как пришли на танцы?
— Случайно. В школе была активной комсомолкой. Как-то мне поручили организовать явку на сбор металлолома. Я подошла к одной из одноклассниц и напомнила: «Таня, не забудь, сегодня ты должна быть на сборе металлолома». «Я не смогу», — «Почему это?!» — хотела я уже возмутиться. «Я иду на бальные танцы». Одно только словосочетание «бальные танцы» уже заворожило меня: «Таня, я иду с тобой!».
С первого шага, едва я вошла в зал, я словно попала в другой прекрасный мир, хотя это был всего лишь спортивный зал: мужчины в светлых рубашках и галстуках, красиво одетые девушки, преподаватель — образец элегантности. Я сделала всего лишь шаг в зал и поняла: «Это мое!».
Была абсолютная уверенность, что это именно то, чем я очень хочу заниматься.
Вы быстро встали в пару?
Сергей. Нас просто познакомили друзья, за что мы им очень благодарны, и мы тут же встали в пару.
Елена. До у этого у меня были партнеры намного старше и танцевали слабее Сережи. Мы как встали в пару в первый раз тогда, так танцуем вместе по жизни до сегодняшнего дня. Тогда было принято, что пара это нечто стабильное, партнеры вместе растут, идут к общей цели. Все наши однокашники по танцам, ставшие, как и мы, танцорами международного класса, в основном были постоянными партнерами,
а потом и семейными союзами. Сейчас
чаще меняют партнеров, это считается нормальным. В процессе нашей танцевальной карьеры у нас никогда не возникало мысли менять партнеров, нам было интересно идти вместе к одной цели: совершенствоваться, переходить из класса в класс, до международного класса, а потом и в профессионалы. Мы были очень увлечены, нам было все интересно, многое получалось, мы быстро переходили из класса в класс. У Александра Викторовича мы дошли до С-класса. Но он сам танцевал только по В-классу, и нам приходилось приглашать тренеров из Москвы. Но все-таки тренер должен быть постоянным, и мы поехали в Москву, на конкурс по международному классу, нам очень понравилась одна пара, и мы попросились к их тренерам Татьяне
и Валерию Раздрогиным. Под их тренерским надзором мы очень быстро поднимались по ступенькам конкурсного танца: год — класс, год — класс, и как раз к завершению
Сергеем института, мы перешли в международный класс. И мы благодарны им от всего сердца.
А как вы начали преподавать?
— Нас пригласили. Тренируясь в Москве, мы не прерывали связей с ДК. До перехода в московский коллектив мы были ведущей парой в нашем ансамбле, защитив звание «Народный коллектив» (кстати, вместе с товарищами-танцорами мы придумали название «Звездный»). Герман Гороховников и Александр Сидоров пригласили нас работать с детьми. Нам предложили сделать набор в детскую группу, первую в городе, и работать с взрослым ансамблем. Дети пришли не сразу, пришлось пройти по классам, приглашая ребят, рассказывая им о бальных танцах, В одном из классов мальчишки спросили меня: «А с вами можно будет потанцевать?». «Конечно, приходите!» — ответила я. И они пришли — целая группа мальчишек и девчонок 12–13 лет, которые стали нашим любимым набором. Именно они и стали нашими первыми конкурсными парами.
Работа с детьми и со взрослыми в качестве тренеров нам сразу понравилась. У нас был плотный график: с утра мы тренировались сами, во второй половине дня занимались с детьми, а вечером — в Москву на занятия к тренерам. С детьми мы начали заниматься в октябре, и вдруг Герман Сергеевич нам сказал, что к январю мы должны подготовить ребят к областному турниру. Мы ахнули, но начали работать и успели подготовить необходимую программу. На турнире наши дебютанты выступили достойно, Витя Сармин со Светой Шамовской сумели стать финалистами.
Витя взял своим азартом и темпераментом, и Светлана достойно украшала пару. Так мы начали работать с детьми, а также со взрослыми, влюбившись в нашу профессию раз и навсегда.
Так получилось, что, подтвердив звание народный, мы вынуждены были перейти в зал гостиницы «Дружба». Спасибо директору Надежде Викторовне Аскаровой, приютившей всю нашу большую команду — все группы детей и взрослых пошли за нами.
В новым красивым зале мы занимались до 2002 г., пока в гостинице не сменился владелец и стал переделывать зал под ресторан.
В «Дружбе» мы проработали 17 лет. За это время нами было подготовлено много пар высокого класса, призеров и победителей всероссийских и международных турниров, чемпионов мира среди юниоров. Некоторые из наших учеников теперь преподают, создав свои коллективы.
Но гостиницу выставили на продажу, а наш большой коллектив оказался без зала. Это был очень сложный период. Пользуясь случаем, хотим выразить огромную благодарность «Жуковским вестям», лично Наталье Знаменской, помогавшей нам. Также огромное спасибо администрации НИИПа (тогда Юрий Анатольевич Лебедев и Юрий Иванович Белый разрешили нам заниматься в уютном фойе конференц-зала. На этом паркете мы работаем и сейчас с взрослыми учениками). А в школе № 9 мы работали с детьми, за что благодарны директору Надежде Романовой.
В чем причина успехов вашей студии «Взлет Элс»?
— Самое главное, чтобы ученики просто любили танцы. Конечно, успех и уровень достижений зависят от способностей, от времени, которое ученики посвящают занятиям, как часто ездят на конкурсы. Но самое главное — это желание, любовь к танцам. Как сказала одна из наших учениц Анюта, «мне просто очень нравится», и она занимается около 20 лет, достигнув высоких результатов. Мы можем довести пару до высочайшего класса, что получалось многократно. Сами танцевали по высокому классу, много стажировались, учились у ведущих тренеров, и учимся по сей день, потому что танцы — это дело живое, постоянно развивающееся.
У нас нет понятия «конкурсный отбор», и каждый, кто хочет научиться, должен иметь такую возможность. Способности развиваются, и при наличии желания развиваются быстро, а суперспособности бывают редко.
Вы работаете без помощников, от дошколят и даже до пенсионеров?
— Нам самим нравится работать со всеми возрастами, это реально захватывающе. Ведь вырастить ученика от азов и до вершин — это все равно, что своего ребенка воспитать или вырастить красивый сад да своими руками. Помощников часто приглашают тренеры, которые сами не могут дать материал более высокого уровня.
Как тренеры мы тоже учимся постоянно: многократно проходили сборы с ведущими тренерами, стажировки, школы чемпионов, многочисленные мастер-классы, а сейчас интернет открыл целый космос возможностей, и мы постоянно следим за развитием нашего жанра. В отличие от простых клубных танцев, где всего несколько примитивных движений, спортивные бальные постоянно развиваются. Мы учим свои пары, показываем, как танцуют ведущие, поясняем их секреты мастерства, наши пары постоянно совершенствуются, радуя и себя, и нас.
Я увидел, что у вас много взрослых пар, которые успешно выступают на турнирах. Взрослые — ваша отрада?
— Наши взрослые удивительные, вдохновенные ученики. Они горят танцами, а нам безумно приятно работать с такими учениками. И на конкурсы они ездят с удовольствием, радуют результатами, занимают призовые места и выходят на первые строчки рейтингов. Очень приятно, что взрослые люди так загорелись танцами, и так преображаются в танце, становясь лучше от занятия к занятию, от конкурса к конкурсу.
В этом году мы приглашаем всех, молодежь и взрослых, начать занятие в нашей студии «Взлет-ЭЛС», открыть для себя мир красоты, почувствуйте радость движения под потрясающе красивую музыку с зажигательными латиноамериканскими ритмами (самба, румба, ча-ча-ча, джайв и пасодобль), а также научитесь красивым, элегантным, но не менее темпераментным танцам европейской программы (вальс, танго, фокстрот, квикстеп).
Занятия для взрослых проводятся в фойе конференц-зала НИИПа (Гагарина, д. 3. Вход слева от проходных, 5 этаж)
Обращайтесь по телефону: 8 (926) 113-91-67 Елена Александровна.