Исследование «Моделирование нестационарного обтекания канонических тел» Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского получило грант Российского научного фонда, рассказала пресс-служба ЦАГИ. Результаты проекта могут быть востребованы не только в авиации, но и в других отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Полет летательного аппарата происходит, как правило, в условиях нестационарного обтекания – например, при маневрировании, при сильной турбулентности атмосферы или попадании в вихревой след. На этапе проектирования данные факторы учитываются с использованием различных методов, в том числе – численного моделирования. От их успешной валидации зависит точность получаемых учеными результатов. Этим вопросом и будут заниматься специалисты ЦАГИ в ходе исследования.
В рамках проекта, который ЦАГИ будет реализовывать при участии коллег из ИТПМ СО РАН, ученые планируют решить две основные научные проблемы. Первая заключается в моделировании нестационарных режимов полета летательных аппаратов на основе новых экспериментальных, вычислительных и теоретических подходов. Второй блок задач связан с валидацией имеющихся компьютерных моделей и программного обеспечения.
Одним из результатов работы станет методика определения нестационарных аэродинамических характеристик моделей летательных аппаратов в аэродинамических трубах. «В ходе проекта будут применены уникальные методы обработки результатов нестационарных измерений и в процессе выполнения – доведены до состояния методик. Сейчас можно уверенно сказать, что нас ожидают интересные результаты в данном направлении», – отметил руководитель проекта – начальник испытательного центра «Аэродинамика» ФАУ «ЦАГИ», к.т.н. Антон Горбушин.
Методы измерений нестационарных нагрузок могут применяться не только в авиации, но и в других отраслях промышленности и сельского хозяйства – например, для измерения массы грузов при перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом, а также массы тел на движущихся транспортерах и фасовочных линиях (взвешивание и отбраковка продукции). Полезным будет определение нагрузок при испытаниях изделий на удар о препятствие и т.д.
Работа получила поддержку РНФ в рамках конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» и рассчитана на три года – до 2025-го.