С точки зрения международных наблюдателей, Россия за минувший год опустилась на последнюю ступень в рейтингах обеспечения гражданских свобод. Но это, может, где-то там, не в нашем Подмосковье. По мнению главы Общественной палаты Московской области и ректора МГИМО Анатолия Торкунова, институты гражданской активности в регионе живее всех живых. Они даже претендуют на право законодательной инициативы. Правда, власти им делиться отчего-то не хотят, несмотря на уверения официальных опросов в подавляющей лояльности населения.
На оповещение не хватило миллиардов
“Результаты социсследований констатируют рост поддержки президента до 78 процентов в 2022 году”, – дипломатично зашёл издалека Анатолий Торкунов, представляя 6 апреля в Мособлдуме ежегодный доклад Общественной палаты о состоянии и развитии институтов гражданского общества.
По его данным, опрос во второй половине 2022 года показал, что доля жителей Московской области, которые довольны социально-экономической ситуацией в Подмосковье, существенно выросла и составляет 72 процента.
“Конечно, любые опросы, вы знаете, имеют некое лукавство. Я в данном случае говорю прежде всего об опросе в Московской области. Но тем не менее, с учетом того, что такого рода опросы проводятся регулярно, и последний опрос показывает рост поддержки жителей Московской области деятельности властей, мне кажется, это показательно. Показательно и то, что деятельность губернатора Московской области считают “хорошей” и “скорее хорошей” более 60 процентов жителей области. Всё это показывает, что граждане понимают важность консолидации нашего общества, поддерживают действия властей, в том числе и в рамках специальной военной операции”, – сделал вывод председатель ОП МО.
По его сведениям, за прошедший год на 5 процентов выросло участие жителей Подмосковья в общественной деятельности и достигло максимума за весть период наблюдений – 60 процентов. Фокус их внимания, отметил Торкунов, был сосредоточен на организации волонтерства и добровольчества в поддержку жителей Донбасса и вынужденных переселенцев, участников СВО и их семей.
Единственным препятствием для участия в сборе гуманитарной помощи на СВО оказалась нехватка информации о таких мероприятиях, что особенно удивительно, памятуя о бюджетных миллиардах, щедро отпускаемых на работу губернаторских СМИ.
Закрытие Домов ребёнка обсудят с губернатором
Медицинские телеграм-чаты, организованные Общественной палатой и Минздравом МО как прямые каналы коммуникации между жителями и медорганизациями, привлекли 350 тысяч жителей региона. Практика признана эффективной и растиражирована уже на 35 регионов страны.
С помощью чатов и профильной комиссии палаты выявлены и системные проблемы здравоохранения. Например, чрезмерная нагрузка на службу неотложной помощи, поскольку при организации работы необходимо учитывать фактическое население, а не прикреплённое. Особенно в летнее время, когда в Подмосковье приезжают столичные дачники.
Жалуются граждане на сложную систему записи к узким специалистам, нарушения при ожидании лечения детей в условиях общего наркоза и детей-инвалидов в стоматологии.
Социальную напряженность спровоцировала реорганизация Домов ребёнка, где дети-инвалиды получают медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию. Учреждения закрывают и переносят из привычных мест в больницы по всему региону.
“Тема вызвала очень живую реакцию. И по линии медицинских чатов мы получили очень много сообщений с озабоченностью, – констатировал Анатолий Торкунов. – Мы договорились с губернатором, что проведем отдельное заседание Общественной палаты, где этому вопросу будет уделено отдельное внимание. И губернатор пообещал, что примет участие в такого рода заседании вместе с представителями Министерства здравоохранения”.
Со своей стороны ОП МО пока посодействовала тому, что в государственных центрах социальной защиты населения бесплатные услуги – занятия с психологом, ЛФК – теперь могут получать и матери детей-инвалидов.
Прекратить ввод в эксплуатацию районов без очистных сооружений
Общественники также подсказали властям, что если сроки эксплуатации газового оборудования завершены, его необходимо включать в перечень работ по капремонту МКД как объект, представляющий опасность для жителей, без решения общего собрания собственников жилья. А ещё при неоднократном недопуске специализированных организаций в жилые помещения надо предусмотреть оперативное вынесение судебных решений в отношении собственников таких квартир.
Случаи передачи эффективных муниципальных контрактов частным подрядчикам тоже предлагают пресекать. Например, в Домодедово из-за решения передать обслуживание частному перевозчику транспортная инфраструктура одного из самых развитых округов была фактически парализована, два месяца длился коллапс. Как считают местные активисты, уровня Мострансавто частному подрядчику не удалось достичь и сегодня, спустя год после передачи контракта.
“Поэтому предлагаем подумать над запретом – может быть, даже законодательным запретом – на продажу эффективных предприятий, принадлежащих Московской области”, – сказал Торкунов.
В Комиссию по экологии ОП МО обращаются граждане с жалобами на сброс сточных вод из новых микрорайонов. Но в связи с мораторием на экологические проверки даже причинение вреда окружающей среде не может служить основанием для проведения инспекций органами государственного экологического надзора. Эта ситуация, по мнению общественников, нуждается в изменении для соблюдения стандартов экологического контроля Подмосковья.
“Речь идёт о том, что, возможно, есть необходимость установить нормы законодательства, чтобы прекратить введение в эксплуатацию жилых микрорайонов без должного очищения сточных вод”, – указал на очевидное Анатолий Торкунов.
Полномочия не с потолка
Около 70 процентов опрошенной ОП молодежи в возрасте до 34 лет считает, что меры господдержки некоммерческого сектора – локомотива гражданских инициатив – сегодня недостаточны.
В свою очередь палата предлагает уточнить полномочия общественников. В частности, разобраться с освещением деятельности и принципами формирования Советов при центральных органах исполнительной власти Подмосковья.
“Сегодня положения об Общественных советах принимаются министерствами и ведомствами Московской области, что, откровенно говоря, противоречит существующим нормам и принципам федерального закона об основах общественного контроля в Российской Федерации, – напомнил Анатолий Торкунов. – Это приводит не только к разнобою в нормативно-правовом регулировании порядка формирования и деятельности Советов, но и к необоснованному – бывает – вмешательству органов исполнительной власти в этот порядок: субъект общественного контроля оказывается под влиянием объекта этого контроля”.
Из муниципальных палат нередко поступают сообщения о том, что местные власти в недостаточной мере координируют свою работу с общественниками или опираются на их инициативы.
ОП МО предложила депутатам “в видимой перспективе” рассмотреть разработанный ею законопроект “О порядке формирования и деятельности общественных палат в Московской области”, который бы регламентировал работу местных палат.
“Предшествующий анализ показывает, что именно на муниципальном уровне сфокусированы основные риски взаимодействия власти и структур гражданского общества, – поделился наблюдениями Торкунов. – В настоящее время на уровне области отсутствует нормативно-правовые документы, регламентирующие эти процессы. Действуют лишь методические рекомендации”.
Кроме того, ОП МО видит перспективу в изменении Устава Московской области, связанного с включением Общественной палаты региона в число субъектов законодательной инициативы.
“Вот по этому поводу мы уже получили, я бы сказал, в целом, конечно, не негативное… Но в целом – отказ приступить к этой работе со стороны комиссии Мособлдумы, – с легким недоумением выговорил председатель палаты. – Но, дело в том, что ведь мы когда с этой инициативой выступали, мы не сами ее с потолка взяли. Уже в 29 регионах такая практика существует. В том числе и в таких продвинутых регионах – в Тульской области, в Калининградской области. Мне кажется, что это можно было бы рассмотреть. А это было бы стимулом очень важным для Общественной палаты”.
Спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов (“Единая Россия”) дал протокольное поручение профильным комитетам вместе с ОП МО отработать поступившие предложения и найти решения, часть из которых никак не отыщется уже много лет, не взирая на многочисленные намёки, конкретные предложения и возмущённые окрики гражданского общества.