Мособлдума расшифровала, как теперь будут рассчитывать выплаты приёмным родителям и опекунам в Подмосковье. Рассказываем, что нас по-прежнему не устраивает в её объяснениях, и почему проследить за логикой этого решения депутатов особенно познавательно.
На заседании 13 октября региональный парламент без объяснения причин разделил лаконичный, работоспособный и не раз подправленный закон N 162/2008-ОЗ на две части, дублирующие содержание оригинала:
- «О вознаграждении и мерах социальной поддержки опекунам, попечителям и приемным родителям в Московской области»;
- «О дополнительной социальной поддержке приемных родителей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области».
По словам депутатов, выплаты также будут предусмотрены жителям Подмосковья, взявшим на воспитание детей, вынужденно покинувших территорию Украины, ЛНР, ДНР и прибывших в экстренном порядке на территорию России после 19 февраля 2022 года. И хотя в тексте законопроектов, опубликованных на сайте Мособлдумы, данный факт не отражён, именно он стал лейтмотивом для пиарщиков губернских парламентариев.
“Новая ежемесячная дополнительная социальная выплата”, о которой они написали в новостях, оказалась вполне себе старой и настолько загадочно оформленной, что заставила нас заподозрить регион в частичном отказе от социальных обязательств.
“Хочу сразу оговориться, что оба эти закона ни в коей мере не меняют суммарную сумму выплат, которые получают указанные в законе приёмные семьи и семьи, которые воспитывают детей под опекой. Они меняют только структуру этих выплат, оставляя их суммарный объем в прежнем объеме, ни в коей мере не снижая их”, – попробовал развеять сомнения скептиков, вроде нас, председатель комитета МОД по соцполитике и здравоохранению Андрей Голубев (“Единая Россия”).
По законопроектам, неизменной останется бюджетная соцпомощь в сумме:
- 3000 рублей – ежемесячно на каждого ребенка приёмным родителям, опекунам и попечителям, заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц;
- 4 600 рублей – один раз в год приемной семье на организацию отдыха каждого приемного ребенка или компенсация расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми в размере 6 900 рублей на каждого члена приемной семьи.
Кроме того, опекунам, попечителям, приёмным родителям один раз в год выплачивается денежное пособие на приобретение твёрдого инвентаря, игрушек, книг учебников, канцелярских товаров и других предметов первой необходимости, а также на оплату жизненно необходимых услуг для детей. Размер и порядок выплаты такой соцподдержки устанавливается не вышеупомянутыми законами, а правовыми актами правительства Подмосковья.
“Сейчас эта сумма 38 389 рублей ежегодно, – раскрыл подробности Андрей Голубев. – Хотел бы подчеркнуть, что Московская область старается ежегодно индексировать эти выплаты. И последнее наше решение – касалось как раз индексации на 7% этой выплаты – было принято менее чем год назад”.
Он также напомнил, что приёмным семьям, имеющим трёх и более детей, предоставляются те же меры соцподдержки, что и многодетным.
“Проект закона устанавливает дополнительную меру поддержки. Если раньше эта сумма входила в размер вознаграждения, то теперь эта сумма выплачивается как дополнительная мера поддержки в виде ежемесячной выплаты каждому приёмному родителю, принявшему на воспитание ребёнка-сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, также устроенного на воспитание в семью органами опеки и попечительства Московской области. А также – дополнительная категория, которую мы вводим – вынужденно покинувших территорию Украины, ЛНР, ДНР и прибывших в экстренном порядке на территорию России после 19 февраля 2022 года, – разъяснял депутат. – Может сложиться впечатление, что сумма выплаты суммарно, вместе с вознаграждением, будет меньше действующих сегодня. Например, за воспитание ребёнка в возрасте старше трёх лет, отнесённого к I-II группам здоровья сегодня установлена действующим законодательством сумма выплаты 9 200 рублей, которая складывается суммарно из суммы ежемесячной денежной выплаты каждому приёмному родителю, которую мы предлагаем установить – 5 394 рубля – и также ежемесячного вознаграждения в 3 000 рублей, которое мы установили ранее рассмотренным законом. За вычетом 13 процентов налога на доход это получается 2 610 рублей и в сумме 5 394 рубля и 2 610 рублей дают как раз ту сумму, которую сегодня и получают граждане: 8 004 рубля – это 9 200 рублей за вычетом 13 процентов. Вот мы и получаем искомую сумму. Рассуждения о том, что уменьшается размер суммарных выплат, никак не обоснованы. Они остаются прежними и ни одна приемная семья у нас не пострадает”.
Проще говоря, раньше в законе прописывали сумму дополнительной соцпомощи, включавшую в себя 13 процентов налога на доходы физлиц-приёмных родителей и опекунов, а теперь ее объём указали без НДФЛ. С чем связан новый подход, Голубев и его комитет, который значится автором инициативы, не растолковали ни в пояснительной записке к законопроектам, ни с трибуны.
После его выступления также не стало понятнее, какими нормами руководствуется губернатор Подмосковья, когда в апреле 2022 года рассказывает, что на каждого приёмного ребенка с Донбасса регион выделяет 65 тысяч рублей в месяц, а в октябре пресс-служба Воробьёва озвучивает минимальный размер ежемесячного пособия на сирот из ДНР и ЛНР уже на уровне 11 тысяч рублей, вместо реальных 8 тысяч.
Если власти путаются в собственных гарантиях, то гражданам не разобраться в них тем более. Тридцать лет мы слышим обещания сделать систему льготного обеспечения в РФ прозрачной и понятной каждому. На деле вокруг неё продолжают громоздить законотворческие заборы, мешающие разглядеть даже то немногое, что адресно возвращают налогоплательщикам из бюджета на их социальные нужды.