Финальный концерт Симфонического оркестра прошел в ДК

1121

Жуковский Симфонический оркестр 22 мая завершил свой сезон, сыграв прекрасный концерт из произведений Сергея Рахманинова.

В первом отделении прозвучали «Вокализ» и «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром,

солистка — лауреат международных конкурсов Алиса Стекольщикова.

Во втором отделении — Симфония № 3.

Дирижер — народный артист России, лауреат премии правительства России в области культуры, профессор Сергей Скрипка.

Ведущий концерта — Никита Морозов.

В зале — полный аншлаг, внимание полное, цветы и долго не утихающие аплодисменты.

Сергей Иванович, — обратился я после концерта к уставшему, но довольному состоявшимся концертом, главному дирижеру, — скажите о своем отношении к творчеству Сергея Рахманинова и почему для исполнения вы взяли именно эти произведения?

Мне иногда задают дурацкий вопрос, что если бы я попал на необитаемый остров, и мне бы дали возможность взять с собой только одну партитуру, то какую я бы взял? И я всегда отвечаю: «Рахманинов, “Симфонические танцы”». Это такое эссе, это как конспект всего его творчества, всей его жизни. А симфония, как романс, совершенно безоглядная, и хотя в ней всего три части, но в ней столько намешано — столько всего совершенно невероятного, перемежающегося с симфоническими танцами. В ней такие просторы, такая широта! Вот почему первое исполнение симфонии в Америке с прекрасным оркестром и хорошим дирижером не получило отклика — а потому, что это слишком русская симфония. Американцам просто непонятно, о чем он там поет, что он там прославляет, и это не случайно. Это одна из самых русских музык, которые существуют.

«Рапсодию на тему Паганини» считаю одним из самых совершенных произведений. Это нужно было совершенно глубочайшим образом проникнуть в эту музыку, и услыхать в ней то, чего, как я уверен, сам Паганини не слышал. Это тема, перевернутая наоборот, и вдруг так запела! «Рапсодия…» стала одним из самых популярных произведений в Америке, эту мелодию напевали все. Мы столько лет ее слушали и не слышали, а он ее услыхал. И здесь тема, которая преследовала его всю жизнь, — это тема Dies irae («День гнева» — одна из частей католической мессы, в которой описывается день Страшного суда, это тема судьбы, тема рока). Эта тема проходит у него во многих произведениях, в том числе в 3-й симфонии, в «Симфонических танцах» и в «Рапсодии на тему Паганини».

Почему сегодня играли Рахманинова? Да потому что его нельзя не играть, просто невозможно — настолько это всеобъемлющий и великий композитор. Его творчество — это завершение всего романтического в эпохе музыки, во всей, не только русской. Это такое достойное завершение этого, а дальше — все со всякими авиаториками, с додекафониями и пуантилизмом, со всеми авангардными течениями. А из музыки ушло самое главное — интонация, понятная людям, к большому сожалению.

Сегодня с вами дебютировала молодая солистка, и, кажется, успешно?

Алиса к нам сама «прибилась», обратившись с желанием сыграть с нами. Я послушал ее записи, и мне показалось, что это — достойная солистка, к тому же она еще и играет Рахманинова, которого нам нужно было играть. Здесь все сошлось. Публика сегодня ее хорошо приняла, и мне было приятно с ней общаться.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"