Под грохот военной операции Кремля на Украине российские власти снова решили подзатянуть гайки в избирательном законодательстве. Причём настолько круто, что пресловутый законопроект о дистанционном электронном голосовании, и прежде вызывавший массу вопросов, к сегодняшнему второму чтению трансформировался до неузнаваемости: изменил название и обзавёлся поправками на 248 страницах, рекомендованными к принятию профильным комитетом Госдумы, но не имеющими отношения к ДЭГ.
“Предлагаю этот законопроект из повестки исключить, – высказался в начале заседания нижней палаты парламента депутат из КПРФ Николай Осадчий. – 26 января, когда мы принимали документ в первом чтении, там было шесть с половиной страниц текста, и речь шла исключительно о дистанционном электронном голосовании. Изменения вносились в 67-й закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”. Теперь, когда мы изучаем данный законопроект, то видим, что там 162 страницы, а не шесть с половиной, и изменения вносятся в семь федеральных законов: в закон о политических партиях, в закон об организации публичной власти в субъектах федерации и так далее. Таким образом, на мой взгляд, резко изменена концепция законопроекта. Возможности внести в новый текст поправки не было. Поэтому нельзя рассматривать данный законопроект”.
Ответное слово взяла Ирина Панькина из “Единой России” – в недавнем прошлом замруководителя аппарата комитета ГД по госстроительству, ныне – первый зампред того же комитета и автор оперативных поправок к закону о военной цензуре, не менее спорному, чем предлагаемый опус о ДЭГ.
“Вчера подробно мы обсуждали на комитете все положения, которые сегодня будут рассматриваться. Все они так или иначе касаются той темы, о чём сказано в законопроекте”, – блеснула квалификацией профессиональный юрист Панькина.
После столь исчерпывающих объяснений Госдуме ничего не оставалось делать, кроме как 290 голосами отвергнуть попытку отложить рассмотрение документа.
Что собрались менять в избирательном праве:
- Статус члена комиссии с правом совещательного голоса в участковых и территориальных комиссиях упраздняется. Глава ЦИК Элла Памфилова может открывать шампанское: после выборов в Госдуму осенью прошлого года она слёзно жаловалась парламентариям на таких наблюдателей с расширенными правами, называя их источником провокаций. Теперь с низового участкового и самого важного уровня “возмутителей спокойствия”, а на деле – наиболее эффективных наблюдателей, убирают. Кандидатам позволят направлять их только в Центризбирком и региональные комиссии, где они, согласно новшествам, уже не смогут задавать вопросы и проверять точность подсчета голосов.
- Взамен члена комиссии с псг кандидатам разрешат делегировать в УИКи трёх наблюдателей вместо двух. Но дежурить они должны будут поочередно, а удалить их с участка станет проще.
- Вводится обязанность предоставления кандидатами списков наблюдателей в территориальные комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования. Норма уже действует в участковых комиссиях и позволяет потенциальным фальсификаторам знать, где не будет наблюдения или оказывать давление на тех, кто решит проконтролировать чистоту выборов.
- Избиркомы муниципальных образований решили упразднить. А в городах, где избирателей свыше полумиллиона, могут создаваться участки, прозванные “резиновыми” – с прикреплением более 3 тысяч человек, что многократно усложнит наблюдение.
- Увеличиваются сроки лишения пассивного избирательного права для осужденных по экстремистским статьям – до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
И это далеко не все электоральные хитрости, которые, в отличие от мер экономической поддержки граждан в кризис, срочно изобрели ко второму чтению документа.
Думские коммунисты при обсуждении законопроекта предложили вынести его на всенародное очное голосование и без одобрения граждан не принимать. Такую поправку отклонили.
Один из авторов закона единоросс Дмитрий Вяткин растолковал, что референдум провести по этому поводу не удастся, потому что это не соответствует действующим нормам и не входит в перечень вопросов, которые могут рассматриваться на референдуме.
С подачи парламентского большинства принципиальные изменения избирательного законодательства успешно проскочили второе чтение. В третьем и окончательном – их планируют рассмотреть завтра, 11 марта.