Когда-то СМИ называли четвертой властью, сейчас в России они преимущественно стали четвертым колесом в той телеге, которая и ехать не может, и не развалилась еще полностью. Поэтому остается одно: «улыбаемся и машем». А в нашем случае – рисуем картины прекрасной жизни на развалинах действительности. Как можем, художника, как известно, может обидеть каждый.
В феврале на сайте госзакупок было опубликовано извещение о конкурсе на оказание услуг по опубликованию муниципальных правовых актов, издаваемых главой г.о. Жуковский, администрацией и Советом депутатов, доведению до сведения жителей муниципального образования через печатные СМИ официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии, о развитии общественной инфраструктуры, обсуждений проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иной информации. Эта непереводимая игра слов прикрывает финансирование газеты «Авиаград», которое уже долгие годы идет за счет городского бюджета, без какого-либо смысла или общественной пользы, видимо, исключительно в целях «развития общественной инфраструктуры».
Начальная максимальная цена – 2 млн 600 тысяч рублей. И по конкурсу уже даже есть победитель – издатель газеты «Авиаград» ГАУ «Луховицкое информационное агентство Московской области». И это не ошибка, официальный печатный листок наукограда из административного пула областных СМИ в результате укрупнения стал теперь подразделением луховицкого информагентства, однако на финансирование из муниципальной казны Жуковского это никак не повлияло. Но в информационном плане центр авиационной науки и техники стал придатком огуречной столицы.
В техническом задании указано, что подрядчик должен опубликовать 136 полос правовых актов администрации и Совета депутатов, что составляет в среднем по 2,5 полосы в каждом номере, и 124 полосы информации о социальном и культурном развитии муниципального образования, что составляет в среднем 2,4 полосы в номере. Довольно странные пропорции, если говорить о реальном положении дел, но цель другая – профинансировать за счет бюджета и подогнать техзадание под выделяемую сумму.
В требованиях закупки прописано, что подрядчик должен входить в перечень социально значимых средств массовой информации или соответствовать критериям социально значимых СМИ, утвержденных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В открытых источниках, где ежегодно публикуется перечень социально-значимых СМИ газету «Авиаград» мы не нашли, но на такие условности в отличие техзадания от действительности уже никто не обращает внимания. То же самое и с обязательным требованием выкладки газет на специальные промостойки, согласно адресному перечню. «Распространение способом, отличным от описанного недопустимо», – указано в документе. Однако никаких стоек у подрядчика нет и вряд ли появятся, как и точное следование адресному перечню распространения, который тоже вызывает вопросы. Помимо администрации, прокуратуры, РЭО и МФЦ раскладывать социально-значимую информацию требуется в магазинах «Пятерочка» на ул. Амет-хан Султана и Маяковского, в «Верном», «Магните» на ул. Чкалова, ТЦ «на Гудкова», в «Фермере», в технической библиотеке НИИП, на территории жуковского деревообрабатывающего завода, в центральной библиотеке, которую собираются оптимизировать из-за нехватки финансирования.
При этом 250 экземпляров каждого номера газеты должны доставляться в администрацию города, что выглядит, как минимум странным, так как администрация обычно еще и за бюджетный счет оформляет подписку газеты «Авиаград» (которая и так везде лежит бесплатно) за 200 тысяч рублей.
Вы не поверите, но чиновники определили даже критерии качества журналистики и информирования за бюджетный счет и определили жанры. Например, материал должен способствовать «установлению эффективной обратной связи с населением для прогнозирования общественных настроений и принятия своевременных эффективных управленческих решений». Также прописаны требования к материалам по теме ЖКХ, транспорта и связи, спорта, экономики, градостроительной политики, социальной защиты населения, окружающей среды, – своеобразный план действий и предписания, по которым журналистам надо работать. Видимо, чиновники подозревают, что в «картинке» они разбираются намного лучше остальных, а журналистика и не требуется.
С закупкой услуг по публикации информационных материалов в сети Интернет все еще прозаичнее. Победитель – все тоже «Луховицкое информационное агентство», подразделение которого – сайт газеты «Авиаград» – будет рассказывать жуковчанам о том, как мы стали лучше жить. Однако победитель не вписывается в критерии технического задания сразу по нескольким параметрам, не говоря уже о контенте, который больше рассчитан на область, чем на город. Пикантность ситуации придает и тот факт, что сайт администрации г.о.Жуковский имеет свидетельство о СМИ, а аудитория в соцсетях у него значительно больше, чем у подрядчика, которого они нанимают для увеличения аудитории.
В техзадании прописано, что количество уникальных посетителей сетевого издания должно быть не менее 20000 в месяц по данным открытых статистических счетчиков на страницах сетевого издания. Однако на самом сайте inzhukovskiy.ru есть счетчики, по которым видно, что ежедневно в среднем бывает 350 посетителей, что никак не может привести к цифре в 20000 за месяц.
Также указаны параметры по пабликам в социальных сетях электронных СМИ: Фейсбук – количество подписчиков не менее 4900, Одноклассники – количество подписчиков не менее 4000; Телеграм – количество подписчиков не менее 200, Инстаграм – количество подписчиков не менее 6000, ВК – количество подписчиков не менее 7000. При этом на сайте указаны официальные группы в соцсетях, в Фейсбуке количество подписчиков меньше, чем указано в техзадании, однако это также никого не смутило.
Согласно техническому заданию, ежемесячно подрядчик должен публиковать не менее двухсот материалов о деятельности органов местного самоуправления, то есть, в среднем, 6-7 материалов в день. Зная деятельность органов местного самоуправления в Жуковском, точно могу сказать, что они столько поводов о них написать в день не генерируют. Но это опять же никого не волнует. Одни делают вид, что работают, другие – что об этом пишут, в «плюсе» все, кроме жителей города, которые вместо информации получают отчеты об мифических успехах, и бюджета города, который за всю эту имитацию бурной деятельности заплатит.