Целый ворох законопроектов, редактирующих социальную поддержку в регионе, внесли в Мособлдуму к последнему заседанию года, намеченному на 23 декабря.
В случае принятия – а на другие варианты при большинстве «Единой России» в МОД надеяться не приходится – новеллы вступят в силу либо на следующий день после официальной публикации закона, либо с 1 января 2022 года.
Понятно, что широко обсуждаться изменения должны были до принятия областного бюджета на следующий год, а не тихо пропихиваться после и под праздник. Ясно, что вовремя их не анонсировали из-за сентябрьских выборов, чтобы не раздражать электорат, а сейчас замалчивают, видимо, в расчёте на то, что перед Новым годом финт останется незамеченным.
О грядущем 20-процентном сокращении числа получателей детских пособий мы уже рассказали. Здесь региональные власти собираются сэкономить свыше 415 млн рублей и перераспределить их между оставшимися семьями льготников. По сравнению с 2021 годом рост выплат составит от 30 до 2024 рублей.
Среди выигравших окажутся родители, не имеющие места жительства в Российской Федерации, но обладающие правом на получение пособий по месту пребывания. Численность их детей, как предположили авторы законопроекта из комитета Мособлдумы по соцполитике и здравоохранению, – 2268 человек.
Ещё 40 млн бюджетных рублей высвободятся после отмены:
- компенсации стоимости проезда на городском общественном транспорте Москвы и области к месту лечения для онкобольных детей – с 2006 года за льготой никто не обращался, но 16 декабря 2021 года её снова прописали в другом законе;
- частичной компенсации стоимости путевок для отдыха и оздоровления, которые закупают организации и индивидуальные предприниматели для детей своих сотрудников – обратились 112 юрлиц и ИП или 0,02% от общего числа зарегистрированных в Подмосковье;
- ежемесячного пособия студенческим семьям – в 2020 году обратились 165 граждан. Всем, кому льгота назначена до 31 декабря 2021 года, ее сохранят «до окончания обучения и достижения возраста 23 лет».
«Исключение невостребованных и малоэффективных мер социальной поддержки не приведет к снижению уровня правовых гарантий, предусмотренных для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, – уверены авторы инициативы из комитета Мособлдумы по соцполитике и здравоохранению. – Высвобождаемые средства бюджета Московской области в объеме 40 млн. рублей будут использованы на цели социальной поддержки малообеспеченных граждан Государственной программы «Социальная защита населения Московской области»».
Порядка 220 тыс. казённых рублей удастся сберечь при отказе:
- от компенсации на проезд в общественном транспорте Москвы в медучреждения – с 2015 года воспользовались два человека;
- от 1500 рублей на полугодие для подписки пенсионеров, предпенсионеров и малоимущих на печатные издания – компенсацию оформляют «менее 0,1% малоимущих граждан».
Освободившуюся сумму тоже обещают направить на соцзащиту населения региона.
Ну и вишенка на торте – для многодетных семей. Сейчас им положена 50-процентная компенсация фактических расходов на услуги ЖКХ, независимо от того, сколько «нагорело» электричества или натекло воды из кранов. Теперь им оплатят не больше половины от нормативов потребления, установленных в Подмосковье.
Как утверждает внёсший закон губернатор, 99% многодетных и сегодня укладываются в отведённые рамки. И только 1% больших семей ежемесячно добавляют за коммуналку из казны более 40 тыс. рублей, что кратно превышает лимиты. Их и приведут к общему знаменателю.
Сколько в результате приобретёт областной бюджет, не уточняется. Но, по указанным Андреем Воробьёвым цифрам и из расчета на 860 семей, выходит, что сейчас на сверхнормативное потребление многодетных ежегодно тратится сумма, сопоставимая с выручкой от сокращения получателей детских пособий – почти 413 млн рублей. Если компенсацию на ЖКХ им снизят в десять раз, то экономия составит около 370 млн рублей. На что перебросят эти средства, не сообщается.
Никто не спорит с тем, что аудит социальной поддержки необходим – как на региональном, так и на федеральном уровне: льгот – тьма, почти никто не знает точно, что кому положено, и государство, тратя триллионы на информирование россиян и цифровизацию выдачи преференций, пока не проясняет, а день ото дня запутывает ситуацию.
Но проводить такие ревизии надо не кулуарно, а максимально гласно, с опросом заинтересованных категорий граждан, которые, возможно, даже не в курсе, что вправе получить возврат своих налогов в виде льготной копейки.
Нужно пересматривать и размеры компенсаций: увеличение выплаты на ребенка на тридцать рублей за год – такой же позор нации, как минимальный размер пособия по безработице в одну тысячу пятьсот рублей.
А ещё при совершенствовании правовой базы неплохо свериться с действующей редакцией Конституции РФ, где сохранилась ч.2 ст.55 о том, что у нас не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы граждан. Отмена как минимум нескольких из перечисленных льгот вполне может расцениваться как ее нарушение.