Плата за вывоз ТКО или поборы?

1724

В ЖВ № 50 (1516) 2020 от 22 декабря  опубликован материал «Мусорная реформа два года спустя». Автора статьи  возмущает, что «продолжаются поборы с жителей МКД Подмосковья не с человека, а с площади его проживания».  В то же время он признает, что  правительство РФ установило норму, при которой «каждый субъект самостоятельно рассчитывает тарифы оплаты начисления или с кв. метра, или по количеству зарегистрированных лиц».

Губернатор Московской области  Андрей Воробьев в рамках этого постановления выбрал то, что ему более выгодно, учитывая, что в Подмосковье огромное количество больших дач, дорогих коттеджей и дворцов. Возможно, такой выбор объекта начислений связан с социальной ответственностью: больше имеешь площадей – больше платишь. То есть, плата за вывоз ТБО в Подмосковье с квадратного метра узаконена, бессмысленно возражать против закона.

Также указано в статье, что «размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается, исходя из нормативов накопления ТКО». Эти нормативы прописаны в ПП 269, из пп.4, 7, 9, 11, 13 которых следует: Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении физических и юридических лиц.  В целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа  с численностью населения до 300 тыс. человек. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Норматив определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

В 2019 году начальник управления  ЖКХ администрации Сергей Катушкин сообщил, что «тариф компании «Эколайн-Воскресенск составляет 656 рублей 6 копеек за кубический метр, с учётом НДС – 787 рублей 24 копейки».

В качестве примера рассмотрим территорию из 4-х многоквартирных домов (МКД), 6-ти этажного ГСК, двухэтажного магазина и  котельной. В МКД на первых этажах находятся нежилые помещения. В домах проживает около 2 тысяч граждан, в городе около 100 тыс. населения, территория не является общим имуществом собственников, на ней находится одна контейнерная площадка и контейнеры.

Согласно Правилам (утв. ПП 354) вывоз ТКО – это коммунальная услуга, которая заключается в  «погрузке ТКО, уборке мест погрузки ТКО, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении ТКО. … Осуществление всех этих мероприятий должно быть безопасным для населения и окружающей среды» (ПП 1156).

Раз это коммунальная услуга, то должен быть годовой отчет об этой услуге, как того требует жилищное законодательство, причем форма отчетности определена и там должен указываться физический объем оказанных услуг. А по закону «О защите прав потребителя» потребителю должна быть представлена полная информация об услуге.

Запрашиваем организацию ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», которой дали на кормление  г.Жуковский об отчете. Получаем ответ: «На Ваше обращение о предоставлении информации об объеме ТКО, вывезенных с контейнерной площадки, сообщаем, что при способе учета объема ТКО,  исходя из нормативов накопления ТКО, учёт фактического объема вывезенных ТКО по конкретной площадке в запрашиваемом Вами виде не предусмотрен». При этом из ответа ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» в ОМВД следует, что ни ГСК, ни магазин, ни котельная  не платит за вывоз ТКО, поскольку «заявок от указанных предприятий не поступало». В то же время площади ГСК (владелец – ООО «Зодчий паркинг), магазина и котельной составляют более 35% от площади 4-х МКД.

Вырисовывается интересная  картина. Плата за услугу никак не связана с объемом оказываемой услуги, поскольку  учет вывозимого ТКО ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» не ведет, объем ТКО (ни кубах, ни в тоннах) неизвестен. Ничего неизвестно о такой составляющей оплачиваемой услуги, как транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО, безопасность для населения и окружающей среды. Вот вонь Жуковский накрывает, это жители чувствуют, а логистика, лично мне, неизвестна. Никаких замеров на рассматриваемой территории не производится,  норматив по рассмотренному примеру для собственников МКД  завышен  на 35%, поскольку более 35% площадей (производя ТКО по замыслу Воробьева) вообще не платят за него. ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» не способно отчитаться по своим обязательствам согласно нормам жилищного законодательства. Уменьшить плату за ненадлежащую услугу невозможно при отсутствии данных.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что плата за  вывоз ТБО не является услугой по жилищному законодательству, а является неконтролируемым побором, в результате которого у ряда лиц могут появляться золотые ершики для унитаза и дома для уточек.

Хотелось обратить внимание на следующий момент: п. 3 Постановления Правительства № 269 сообщает: «в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории». Однако, как следует из п.69 закона МО «О благоустройстве» уборку придомовых территорий должны осуществлять собственники территорий, т.е. муниципалитет (поскольку в городе практически отсутствуют придомовые территории в составе общего имущества жителей дома), а большинство контейнерных площадок на балансе города. Поэтому эту долю надо вычитать из нормативов для жителей.

Еще один момент: во время пандемии многие жители спасались на дачах,  отсутствовали в МКД, поэтому, согласно Правилам ПП № 354, положен перерасчет за вывоз ТБО за время отсутствия. Это логично, поскольку  мусор производят люди, а плата взимается с людей, хотя и по странному начислению.

Что по этому поводу сообщает ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск»: «На запрос регионального оператора ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» получен ответ Минстроя России от 18.01.2019 г. № 1156-ДО/06, из которого следует, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении и установлении нормативов накопления исходя из площади жилого помещения, порядок перерасчета данной платы не предусмотрен». Обратим внимание, что согласно пункту 3 ПП № 354, разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития, которое никто не запрашивал. Вообще непонятно зачем запрашивать то, что достаточно внятно прописано в Правилах ПП № 354.

Все это еще раз позволяет говорить, что так называемая плата за вывоз мусора является побором. Прокуратура, следящая за выполнением законов на территории РФ, молчит.

Выход из этой ситуации с поборами может быть следующим: считать объем вывозимых ТКО с контейнерной площадки (объем по формуле пересчитывается в массу), сравнивать с нормативами накоплений и пересчитывать по итогам года деньги за вывозимые ТКО в удельные расходы в кв.м. Проблема заключается в том, что нет информации, от скольких владельцев дворцов и прочих предприятий  «заявок от указанных предприятий не поступило».

P.S. Интересную статистику приводит экономист И.Николаев. Он рассматривает динамику доходов трех категорий за 2014-2019 гг: федерального бюджета, корпоративной прибыли бизнеса (в котором велика доля госмонополий) и людей. Так вот, доходы федерального бюджета выросли за этот период на 9,5%; бизнеса на  52,9%, а  доходы людей упали на 7,4%. По последней информации: за 2020 год доходы людей упали еще на 3,5%.

Анатолий Лунев

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут