Как в истории с ЛРТ областные чиновники своими действиями консолидируют местную власть и общество, заставляя всех вспомнить о местном самоуправлении
История с линией легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Жуковском – это не столько про транспортное обслуживание, сколько про местное самоуправление, важность которого, наконец-то, стали понимать, правда, на собственном печальном опыте. В принципе, отсутствие полномочий на местах – это пороховая бочка, заложенная подо все, начиная от бюджета, натянутого на обещания сверху, и заканчивая здравоохранением областного подчинения. «Хлопок», как это сейчас модно называть, обязательно произойдет – это лишь вопрос времени.
С градостроительной политикой и развитием территорий уже все произошло: маски сбросили, в терминах определились. Область, ничуть не стесняясь, распоряжается городскими территориями, не учитывая мнение «аборигенов», а безграмотные решения прикрываются либо заботой о «развитии» (логичнее было бы это назвать освоением), либо фатальными заявлениями – «все уже решено». Уровень исполнителей этих заклинаний приводит к обратному эффекту, народ понимает, что достигнув дна, надо отталкиваться и всплывать, а вместе с ним «всплывать» и вспоминать о местном самоуправлении приходится и местному истеблишменту.
Эпистолярный жанр в отсутствие диалога
Вся история ЛРТ – череда занятной переписки. Сначала в 2018 году глава города Андрей Войтюк официально согласовал ЛРТ от станции Отдых через центр города и цаговский лес, да еще и в тоннеле. Затем во время публичных слушаний по Генплану в сентябре 2019 с письменным обращением к главе города Юрию Прохорову выступил ЦАГИ. При этом Институт, в котором, кстати, теперь трудится бывший градоначальник Войтюк, заявил о своем несогласии с таким размещением линии ЛРТ, так как проектом затрагиваются три производственных корпуса и земля под строительство лаборатории. Еще одно обращение поступило от представителей «Рампорта», управляющей компании аэропорта «Жуковский». Как оказалось, аэропорту эта линия также не нужна: во-первых, на железнодорожный транспорт приходится лишь 20% пассажиропотока, а во-вторых, от станции Раменское уже линия ЛРТ в проектах существует. На основе этих обращений глава города написал и свое письмо в региональное ведомство, в котором, помимо всего прочего, упоминал и про общественное мнение, которое сложилось не в пользу нового проекта в стиле «Нью-Васюков». После проведения публичных слушаний в область передали протоколы, в которых были отмечены тысячи обращений жуковчан против ЛРТ.
Однако через полгода выяснилось, что все эти обращения были использованы явно не по назначению и в части ЛРТ Генплан никто менять не собирается.
Тогда город окунулся во вторую волну писем и обращений, круг подписантов расширился, риторика изменилась – недоумение трансформировалось в неприятие. На сайте Российской общественной инициативы стали собирать подписи, в область опять полетели письма счастья от жуковчан с предложением перенести это улучшение транспортного обслуживания куда-нибудь в другое место, как это уже однажды было с Вереей.
Некоторые жители посчитали, что обращаться в область, которая вдруг резко потеряла слух, уже бессмысленно, и написали обращение к муниципальным депутатам, которым предстоит голосовать по утверждению Генплана. Избиратели потребовали отклонить проект Генплана с ЛРТ и отправить на доработку. Письмо написали и сами депутаты, видимо, для того, чтобы обозначить свою позицию в отношении голосования по Генплану.
В письме на имя главы города председатель Совета депутатов Борисов Аубакиров отмечает, что линия ЛРТ существенным образом затрагивает центральную историческую часть города, предполагает изъятие земельных участков, снос зданий и сооружений, вырубку большого объема зеленых насаждений, перенос инженерных коммуникаций. «Отсутствие конструктивного диалога, направленного на поиски компромиссного решения со стороны Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, подрывает авторитет губернатора Московской области и главы города Жуковский, негативно влияет на их рейтинги, а также снижает уровень доверия жителей г.о.Жуковский ко всем уровням власти», – отмечается в обращении. Лично мне не совсем понятно, почему обращение от Совета депутатов, который будет принимать окончательный проект Генплана, адресовано главе города, а не заказчику того самого проекта – Комитету по архитектуре и градостроительству. Также довольно странно выглядят апелляции к рейтингу власти в решении градостроительного вопроса: говорить о доверии, которого уже давно нет, и рейтинге, к которому уже давно слишком много вопросов, чуть запоздалое решение. Однако, подозреваю, что большинству жуковчан совершенно безразлична мотивация исключения линии ЛРТ через город, так что и такая формулировка имеет право на жизнь.
На мой взгляд, самое аргументированное обращение, оптимальное по форме и содержанию, поступило от Совета директоров. Дело в том, что по закону исключить ЛРТ из Генплана можно только после того, как будут внесены изменения в Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТПТО МО). И как раз сейчас в эту схему вносят изменения, однако заказчик – Комитет по архитектуре и градостроительству – почему то решил не учесть предложения жителей и градообразующих предприятий, а внести изменения исключительно по увеличению площади захода в цаговский лес, чтобы не проводить линию ЛРТ по установленному Ту-144, как было изначально. данный изменения должны быть согласованы с органом местного самоуправления, то есть с главой города. Благодаря согласованию Андрея Войтюка в 2018 году проект ЛРТ оказался в городе. Поэтому Совет директоров и обращается к главе города по поводу именно СТПТО МО, приведя уже всем известные аргументы и настоятельно рекомендовав не согласовывать проект в данном варианте, а вернуть его на доработку, с рассмотрением всех вариантов размещения ЛРТ вне границ городского округа Жуковский.
Об отрицании проекта внеуличного транспорта по улицам Жуковского заявила и Общественная палата города, которая пришла «к единодушному категорическом у мнению о запрещении продолжения каких-либо действий по размещению в городе линии ЛРТ». Также председатель ОП Андрей Лапшин отметил, что, по информации общественников, «жители города крайне недовольны и возмущены уничтожающей город перспективой строительства ЛРТ».
Мы вас зарежем, но не больно, с отсрочкой лет в двадцать
Пока город в едином порыве пытается написать то, что не захотели услышать в устных обращениях, в надежде, что те, кто не умеет слушать, умеют читать, областные чиновники продолжают размышлять о том, как «наши корабли будут бороздить космические просторы», в данном случае бороздить намерены от ул. Дзержинского и по всему центру.
Записавшись на прием к руководителю Комитета по архитектуре и градостроительству Владиславу Гордиенко, я открыла портал в параллельную вселенную, где все говорят о развитии и даже как-то стыдно этому не сопереживать. После моего телефонного протеста в разговоре с областным чиновником, уже которую неделю чиновники рангом пониже пытаются меня наставить меня на путь истинный, убеждая, что лишь невежественные предрассудки мешают мне прикоснуться к прогрессу.
«Это же вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, как показывает опыт, от планов до реализации крупных инфраструктурных проектов проходит по 20 лет, – в качестве успокоения рассказал мне представитель проектировщика ЛРТ, – такие большие проекты зреют долгие годы и рассчитаны на увеличение пассажиропотока в будущем, завтра никто не побежит строить…». Это был финал почти часового разговора о целях ЛРТ, а также о его месте в стратегии развития Московской области. И так случилось, что единственным преимуществом ЛРТ стало то, что весь этот прогресс похоронит качество жизни жуковчан не сегодня, а лет через двадцать, то есть, для многих это вообще за пределами жизненного цикла. По целям мы так и не смогли с моим собеседником определиться: так как ЛРТ не повторяет ни один городской маршрут, для развития городской транспортной инфраструктуры этот проект бесполезен, да и аэропорту этот нано транспорт по такому маршруту тоже не нужен.
Согласитесь, отличный проект, единственным преимуществом которого является его нескорая реализация. Это и есть прогресс в понимании областных чиновников, и никакого отношения к реальному развитию инфраструктуры он не имеет. Поэтому довольствуемся инфраструктурой, какая есть, это на собственном горьком опыте уже ощутили жители кварталов новостроек без обещанных школ, детских садов, дорог и больниц. Видимо, нехватку инфраструктуры там решили компенсировать в сложившейся застройке. Ломать – не строить, этот принцип прогрессирует в Московской области с космической скоростью.