Славные имена покорителей небесной стихии

Юбилеи Владимира Бирюкова, Сергея Дзюбы и Евгения Воскресенского

1787

Конец последнего весеннего месяца — мая и начало первого летнего месяца — июня стало знаменательным временем для целой плеяды выдающихся летчиков и авиационных ученых, отмечающих свои юбилейные даты. В этом номере ЖВ рассказывают о заслуженном летчике-испытателе РФ Владимире Викторовиче Бирюкове, отмечающем 9 июня свой семидесятый день рождения. Также в этом номере мы вспоминаем о заслуженном штурмане-испытателе СССР, участнике Великой Отечественной войны Сергее Георгиевиче Дзюбе, чье столетие будет отмечаться 6 июня, и совсем недавно ушедшем от нас штурмане-испытателе ЛИИ, ликвидаторе аварии на Чернобыльской атомной электростанции Евгении Васильевиче Воскресенском, отметившего бы в конце мая свой юбилей.

100 лет со дня рождения

Сергей Георгиевич Дзюба
(1920-1977)

Родился 6 июня 1920 года в селе Анатольевка Николаевской области. Свою юность провел в Одессе. В 1938 году окончил первый курс Николаевского кораблестроительного института. В 1938-1939 гг. учился в военно-техническом училище в Иркутске. В 1942 году окончил штурманское отделение Краснодарского военного авиационного училища. С 1942 по 1945 г. участвовал в Великой Отечественной войне, вначале (с сентября 1942 по август 1943 г.) помощником командира взвода разведки 126-го гвардейского стрелкового полка на Юго-Западном фронте, а затем штурманом экипажа 15-го отдельного разведывательного полка, штурманом (с декабря 1943 по май 1945 г.) экипажа 222-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи. Всего за годы войны летчик совершил 25 боевых вылетов. В 1946-1948 гг. работал в Одесской артели, затем в течение 4 лет (1948-1952 гг.) был штурманом в Полярной авиации. В 1951 году окончил Бугурусланскую школу высшей летной подготовки гражданского воздушного флота. 22 года своей жизни (1952-1974 гг.) Сергей Георгиевич посвятил испытательной работе в летно-исследовательском институте. В числе осуществленных С.Г. Дзюбой за это время испытаний можно назвать испытания двигателей АЛ-7 на Ту-4 ЛЛ, ВД-7 на М-4 ЛЛ, вооружения самолета Як-210 и испытания самолета Ту-104 на устойчивость и управляемость. 20 сентября 1967 года Сергею Георгиевичу Дзюбе присвоено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР». После ухода с испытательной работы трудился в ЛИИ планшетистом наземных аэродромных средств. Умер Сергей Георгиевич Дзюба 7 ноября 1977 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Маяковского, дом 13.

85 лет со дня рождения

Евгений Васильевич Воскресенский
(1935-2020)

Родился 27 мая 1935 года в Витебске. В 1954 году окончил десять классов вечерней школы в Кирове. После окончания в 1957 году военно-авиационного училища штурманов в Челябинске служил вначале в частях дальней авиации, а с 1960 года в авиации ПВО в Средней Азии. В 1964 году вышел в запас, а спустя год окончил курсы штурманов-испытателей при Школе летчиков-испытателей. В течение 26 лет (1964-1990 гг.) был штурманом-испытателем Летно-исследовательского института. За это время он принял участие в испытаниях навигационных комплексов самолетов Ту-22, Ту-22М, Ту-144, Су-24, вертолета Ми-26, а также систем десантирования на Ан-12, опытных двигателей на самолете-летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. Кроме того, штурман выполнил ряд испытательных работ на Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-62, Ту-104, Ту-154 и их модификациях. 17 августа 1979 года был удостоен почетного звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР». Летом-осенью 1986 года на вертолете Ми-26 Евгений Васильевич Воскресенский участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. 8 июня 1987 года осуществил аварийную посадку на вертолете Ми-26. В результате аварии вертолет перевернулся и сгорел. После ухода с испытательной работы до 1993 года продолжал трудиться в ЛИИ инженером. Умер Евгений Васильевич Воскресенский 4 марта 2020 года. Похоронен на Островецком кладбище.
Адреса в городе, связанные с юбиляром: улица Гагарина, дом 10; улица Жуковского, дом 18.

70 лет со дня рождения

Владимир Викторович Бирюков
(род. 1950)

Родился 9 июня 1950 года в Первоуральске. В 1971 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков и был оставлен в нем летчиком-инструктором. В 1978 году окончил Школу летчиков-испытателей. В течение трех лет (1978-1981 гг.) был летчиком-испытателем Новосибирского авиационного завода, осуществив испытания таких самолетов как Су-15, Су-24 и их модификаций. С 1981 года был летчиком-испытателем летно-исследовательского института. В 1982 году был отобран в ЛИИ для работ по программе первого советского пилотируемого космического корабля«Буран», но в итоге кандидатура летчика не получила утверждения в Министерстве авиационной промышленности. За годы работы в летно-исследовательском институте выполнил ряд важных работ на истребителях и тяжелых самолетах согласно тематике Института. Среди выполненных летчиком испытаний есть и участие в подготовке и выполнении дальних перелетов на самолете-заправщике Ил-78 по обеспечению дозаправки в воздухе истребителей. С 1987 года был экспертом государственного авиационного регистра, осуществив сертификационные испытания Ан-28, Ан-32, Ан-74, Ан-38, Ту-204 и иностранных самолетов А-310, А-340, Y-7H-500. За годы летной работы испытал свыше 50 типов летательных аппаратов, а время налета превысило 8 тысяч часов. Указом Президента России от 19 октября 1996 года Владимир Викторович Бирюков удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ». В настоящее время Владимир Викторович, обладая большим практическим опытом, периодически выступает в федеральных СМИ в качестве авиационного эксперта.

Автор благодарит известного историка авиации Андрея Симонова за помощь
в создании статьи.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Журналист, краевед. Ведущий рубрики "Лица города", "Жукдвор", автор книги "Прогулки по городу"