Верхи не хотят, низы не могут

1149

В области началось обсуждения изменений в Генплан

9 декабря в Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области прошел второй раунд обсуждений обращений жителей города, в данном случае по внесению изменений в Генплан города. Обсуждение внесения изменений в Правила землепользования и застройки, которое прошло в областном ведомстве почти месяц назад, показали, что региональные власти без всякой рефлексии пребывают в полной уверенности, что они лучше знают, что нужно жителям Жуковского, даже если сами жители об этом не догадываются. Ни одно из 10 самых популярных среди жуковчан предложений по внесению изменений в проект ПЗЗ не было принято официальным заказчиком проекта ПЗЗ − Комитетом по архитектуре и градостроительству МО.
При обсуждении Генплана гибкости и желания услышать мнение жителей Жуковского у областного ведомства не прибавилось, со всеми вытекающими из этой невозмутимости последствиями. Из 10 самых популярных предложений жителей, поданных во время публичных слушаний, большинство было отклонено. Складывается ощущение, что жуковчане и областные чиновники находятся в параллельных реальностях, только для первых − это среда обитания, а для вторых − документальный пейзаж, не имеющий ничего общего с фактическим состоянием дел. И два этих мира вряд ли будут иметь точки соприкосновения.

Легким росчерком пера наукоград превратили в Нью-Васюки

Самой резонансной темой нового Генплана стала линия легкорельсового транспорта (ЛРТ), которую в «информационных целях» нанесли от Отдыха до аэропорта Жуковский, проведя по центру города, части цаговского леса, памятнику
Ту-144, на установку которого собирали «всем миром», включая бюджет. На публичных слушаниях изумленному народу объяснили, что все уже решено на областном уровне, город стал площадкой для экспериментов над здравым смыслом без права голоса. И напомнили: вы же сами согласились, когда год назад глава города Андрей Войтюк подписал согласование линии ЛРТ.
История данного проекта очень показательна, это нередкий случай, когда заявленные инновации превращаются в бессмысленное освоение бюджета, а в случае с ЛРТ в Жуковском − еще и с ущербом для жителей. Впервые идея о ЛРТ была озвучена в 2013 году любителем всего прогрессивного Дмитрием Медведевым. Идею тут же решили реализовать в Московской области, то ли из любви к инновациям, то ли из уважения к премьер-министру. При этом, в информационном меморандуме по реализации данного проекта в регионе, указано точное название легкого метро − «скоростной внеуличный транспорт», что как бы намекает на размещение линии ЛРТ в обход городских улиц. Пилотным проектом ЛРТ должна была стать южная хорда Подольск-Домодедово-Раменское, строительство которой планировалось в три этапа: Подольск-аэропорт Домодедово, Домодедово-Раменское, Раменское-аэропорт Жуковский. Наш город в этом проекте никак указан не был. Еще одну линию к аэропорту Жуковский решили провести от станции Удельная, через земли Вереи и Быково, направив по присоединенным к Жуковскому землям сельхозназначения. «Эксперты» из области прочертили ветку ЛРТ прямо по территории Баженовской церкви в Быково, которая является памятником федерального значения, также инновации затронули жилые дома в частном секторе. И все это попало в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТПТО), утвержденную в 2016 году.

Два года жители и депутаты Вереи, Быкова и Удельной в едином порыве «отбрыкивались» от предложенных благ цивилизации, и в 2018 году в схему были внесены изменения, согласно которым линию ЛРТ перенесли… и это «добро» досталось Жуковскому. Обоснование этому странному решению долго придумывать не стали, сообщив, что этот проект призван «снизить нагрузку на улично-дорожную сеть», которая в настоящий момент выражается в редких практически полупустых автобусах, курсирующих от станции Отдых до аэропорта. Правда, аэропорт Жуковский открестился от этого проекта еще в 2018 году, сообщив ЖВ, что не является инициатором данной схемы и приоритетными считает другие проекты по достижению транспортной доступности аэропорта.

Проект внесения изменений в СТПТО отправили на рассмотрение в администрацию г.о. Жуковский, глава города Андрей Войтюк от лица всех жуковчан поставил точку в обсуждении: «Администрация городского округа Жуковский согласовывает представленные изменения в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, при условии прохождения зоны планируемого размещения участка линии лекорельсового скоростного пассажирского скоростного транспорта «Подъезд к аэродрому Раменское» (№ 88201) в тоннеле».
Именно поэтому в Генплане линия ЛРТ была нанесена «в информационных целях», нас один раз уже спросили, и город вполне однозначно ответил.

В 2019 году страсти накалились, и уже следующий глава города Юрий Прохоров сделал выводы: на публичных слушаниях были обнародованы письма «Рампорт-Аэро» и ЦАГИ в администрацию города, а также обращение главы города в Комитет по архитектуре и градостроительству с просьбой исключить линию ЛРТ из Генплана Жуковского. Представители «Рампорт-Аэро» сообщили, что только 20% пассажиропотока приходится на долю железнодорожных перевозок, в связи с чем также обратились с просьбой исключить ЛРТ из Генплана города и СТПТО Московской области. ЦАГИ указал, что в зону ЛРТ «попадают действующие производственные корпуса № 39, 14, и 27, введенные в эксплуатацию в 60-х годах, в которых проводятся экспериментальные работы в рамках создания перспективных образцов гражданской и военной авиационной техники, а также площадки под строительство лабораторного корпуса.
К этим письмам в процессе публичных слушаний добавилось еще 2704 обращения от жителей города с предложением исключить планируемую линию ЛРТ из центра города, скорректировать подъезд к аэропорту Жуковский вне городской территории, не затрагивая жилых и социокультурных объектов и лесных массивов.

На все эти страсти местного характера на заседании по рассмотрению замечаний и предложений в проект Генплана чиновники Комитета по архитектуре и градостроительству невозмутимо заявили, что пока ЛРТ в схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области будет нанесена по центру Жуковского, так будет и в Генплане, не забыв напомнить, что город такое положение дел в 2018 году согласовал. И на основании этого никого не смущает, что проект в стиле «Нью-Васюков», от которого открещивается даже аэропорт, разрушает исторический центр города, приговаривает к сносу корпуса ЦАГИ и лишает Институт площадки под лабораторию, приговаривает к вырубке часть цаговского леса, а также проходит прямо по памятнику Ту-144, который с такой помпой открывали под эгидой губернатора. Это даже не «премия Дарвина», а вполне себе клинический диагноз.

Город должен развиваться, не вширь, так вверх

Вторым по популярности обращением по проекту Генплана стало предложение исключить из проекта реконструкцию существующих гаражных комплексов с увеличением этажности 3-5 этажей – 1185 обращений. Дискуссия началась еще на самих публичных слушаниях, когда зал и президиум никак не могли определиться в терминах: чиновники говорили о развитии, а жители об ущемлении своих прав. В областном ведомстве данное предложение не прошло со следующей мотивировкой: Генплан − документ на перспективу, подразумевающий развитие, из-за ограниченности территорий город не может развиваться вширь, так как со всех сторон окружен Раменским городским округом, поэтому нужно оставить возможность развития хотя бы вверх.

Казус «Звездного»

Все, что касается проекта МФЖК на месте кинотеатра «Звездный», части территории гимназии № 1 и части городского сквера, давно уже «умом не понять, аршином общим не измерить». Однако обсуждения ПЗЗ и Генплана этого сезона наглядно показали, как все запущено в нашем королевстве. В десятке самых популярных предложений по Генплану сразу несколько касаются именно проекта застройки в центре города. Жители предлагали исключить часть улицы Советская из КУРТ-1 и вернуть ее в зону Т (транспортная инфраструктура), исключить из Генплана ФОК и амбулаторно-поликлиническое учреждение на 200 мест, которые указаны в пятне застройки, использовать сквер в аренде у ЗАО «Звездный» по первоначальному назначению.
По поводу части улицы Советской у областных чиновников возражений не возникло, так как по решению суда договор аренды муниципальной улицы, который несколько лет назад удалось заключить, расторгнут. При этом убирать из текстовой части физкультурно-оздоровительный комплекс и амбулаторно-поликлиническое учреждение никто не собирается, ссылаясь на все тот же злосчастный проект планировки территории 2009 года, в который застройщик решил включить все, и даже больше. Подозреваю, что это вполне совпадает с желанием чиновников сделать красивую картинку на бумаге, когда все нормативы по социальной инфраструктуре выполнены. Учитывая изначальные раздутые показатели населения в проекте Генплана, ФОКов и амбулаторий должно быть много, пусть даже ничего общего с действительностью эти взятые с потолка данные не имеют.

Со сквером ситуация еще более интересная. В ПЗЗ предложение сделать сквер вместо КУРТ-11 зоной Р-1 (парки и скверы) не приняли, объяснив это тем, что в настоящий момент сквер в аренде, собственник обратится в суд и оспорит ПЗЗ. А вот в Генплане эту часть сквера сделали Р-1, не задумываясь почему-то об исках от застройщика. При таком решении ПЗЗ и Генплан будут противоречить друг другу, однако Жуковскому не привыкать, мы так уже с 2017 года живем, как и не привыкать сначала принять ПЗЗ, а потом в соответствии с ним изменять Генплан.

И о хорошем: все-таки у нас среди древесно-кустарниковой растительности нашли леса

В проекте Генплана, представленном на публичных слушаниях, все городские леса опять стали древесно-кустарниковой растительностью, перейдя из зоны Р-2 (строительство запрещено) в зону Р-1 (зона парков и скверов, в которой допускается строительство). При этом все пять городских лесов стоят на кадастре, а в текстовой части Генплана идет описание прекрасных лесов Жуковского. В результате обсуждения леса все-таки получили некий охранный статус в виде зоны Р-2.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.