100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: женский мировой рекорд дальности полета

1463

Беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, зафиксированный как рекорд дальности для женского экипажа, состоялся 24 – 25 сентября 1938 г. Летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова проделали этот путь на самолете АНТ-37 «Родина».

Перелет длился 26 час 29 мин., за это время самолет преодолел расстояние в 5908,610 км. Пилотам пришлось столкнуться с рядом трудностей: отсутствием радиосвязи, сплошной облачностью, обледенением самолета и даже потерей навигационных карт… Когда утром следующего дня облака расступились, самолет уже летел над Охотским морем – цель была достигнута. Садиться экипажу «Родины» пришлось на болота, но посадка оказалась успешной. Затем последовали 10 дней спасательной операции, во время которой экипаж искали на тысячах километров тайги.

17 ноября 1938 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила достижение Гризодубовой, Осипенко и Расковой как мировой женский рекорд на дальность по прямой без посадки по классу сухопутных самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР члены экипажа самолета «Родина» были удостоены звания Героев Советского Союза.

Самолет АНТ-37, на котором был осуществлен рекордный перелет, проектировался на основе тактико-тактических требований ВВС как дальний бомбардировщик ДБ-2 с двумя двигателями. Создание воздушного судна велось в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского с конца 1934 года.

Изготовление первого экземпляра АНТ-37 велось в цехах нового завода опытных конструкций ЦАГИ. На аэродром летательный аппарат вывели в конце июня 1936 г. Первые полеты по программе заводских испытаний прошли удачно, машину планировали передать для продолжения тестирования испытателям НИИ ВВС. Однако, при совершении очередного полета первый опытный экземпляр АНТ-37 разрушился в воздухе по причине вибрации хвостового оперения. Катастрофа послужила основанием для проведения целого ряда исследований в институте по флаттеру и бафтингу конструкции, призванных устранить эти опасные явления на всех последующих экземплярах.

При изготовлении АНТ-37-бис конструкторы постарались исправить слабые моменты первого экземпляра. Его аэродромные испытания начались в феврале 1936 г. Полеты, усовершенствование оборудования и внесение дополнительных изменений велись до середины ноября, затем он был передан в НИИ ВВС. В ходе испытаний стало понятно, что самолеты ДБ-2 – АНТ-37 стоит расценивать скорее не как военные аппараты, а как самолеты, предназначенные для преодоления дальних расстояний. Именно поэтому данный летательный аппарат был выбран для установки мирового рекорда женского беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.