«МАКС сохраняет достойный уровень». Интервью с участников всех авиасалонов в Жуковском.

321

Так считает известный журналист, писатель Ульрих Унгер, с которым я познакомился на только что завершившемся авиасалоне МАКС-2019. А когда я узнал, что Ульрих был на всех авиасалонах в Жуковском, то решил непременно с ним побеседовать.

Ульрих, как получилось, что вы стали постоянным посетителем наших МАКСов?

Первый раз я появился в Жуковском нелегально, когда еще не было МАКСов. В советское время Жуковский был закрыт для иностранцев, и мне нельзя было сюда приезжать, но у меня появились друзья, которые, несмотря на это, пригласили к себе.

Дело в том, что во второй половине 80-х годов, 8 мая в Москве встречались ветераны 45-й авиадивизии дальней авиации, летчики которой летали на самолетах Пе-8. Я постарался побывать на этой встрече, потому что начал писать книгу о дальнем бомбардировщике Пе-8, и искал людей, которые на нем летали. Поиски привели в г. Жуковский, куда я приехал, как партизан. В Москве я был у Михаила Николаевича Каминского, летчика, который воевал на Пе-8, а в мирное время был одним из пионеров полярной авиации, написавшим интересные воспоминания. Он расспросил меня о будущей книге, и направил в Жуковский к штурману-испытателю Константину Павловичу Иконникову, воевавшему на Пе-8. Он позвонил ему, рассказал обо мне, дал мне телефон Иконникова и записку в конверте. Константин Павлович назначил мне встречу, рассказав, что нужно доехать до пл. Отдых, но выходить в город не со всеми, а пройти по платформе вперед, спрыгнуть с нее, выйти на улицу, где меня будет ждать белая «Волга». Я так и сделал. За рулем сидел Константин Павлович, оказавшийся прекрасным человеком. Он был председателем Совета ветеранов 45-й авиадивизии, и в Жуковском я узнал много интересного. Иконников показал мне Дом культуры «Стрела», на стене которого установлены две мемориальные доски, одна из них в память того, что в этом здании находился штаб 45-й авиадивизии. Потом Константин Павлович пригласил к себе нескольких бывших летчиков дивизии и я смог с ними поговорить. Все это вошло в книгу, а через несколько лет меня, в качестве почетного члена, приняли в 45 авиадивизию. Вот так впервые я попал в Жуковский.

Ульрих, расскажите немного о себе, почему вы решили написать о Пе-8, вы были летчиком?

– Я всю жизнь зарабатывал свой хлеб, будучи летчиком. Я летал, потом закончил  Академию гражданской авиации в Ленинграде, и там преподаватель воздушной навигации, ярый историк, увлек меня историей. В Ленинграде увлечься было не трудно, стены города к тому располагали, и с тех пор я интересуюсь историей. К тому же в ГДР была потребность знать больше о советской авиации, и я стал корреспондентом от нашего авиационного журнала «Флигер Ревю» по теме о советской авиации. Будучи корреспондентом, я написал свою первую настоящую книгу об участии советской полярной авиации в известных арктических экспедициях, таких как спасение челюскинцев и других. Во время работы над этой книгой я познакомился в Москве с полярниками, в том числе со штурманом полярной авиации Валентином Ивановичем Аккуратовым, заслуженным штурманом СССР, писателем, который жил в доме полярников. Был такой дом в Москве, в нем жил и Михаил Каминский. А потом, когда я завершил книгу о полярниках, пришла в голову идея написать о советской авиации времен Сталина, но, начав собирать материалы, я не мог представить концепцию. Тогда меня посетила светлая мысль, что нужно взять какой-то самолет, и вокруг него описать события. Но самолет должен быть подходящий, к созданию которого приложил руку и Сталин, и ответственные конструктора, и чиновники. Мой выбор пал на Пе-8, который всегда был в центре внимания правительственных кругов. Кроме того, на этом самолете летало большое число полярных летчиков, начиная с Водопьянова. Поэтому, начав писать книгу о Пе-8, я оказался, в конце концов, в Жуковском, и очень расположился к этому городу и его жителям.

Благодаря друзьям, вы узнали о показательных полетах в Жуковском, состоявшихся до первого МАКСа?

– Да, когда началась перестройка, то в Жуковском начались домаксовские показательные полеты, руководство ЛИИ решило таким образом праздновать День Воздушного флота 18 августа, который до этого, как мне сказали, в городе не отмечался. Первый раз это прошло, кажется в 1988 г., зрители сидели на берегу Москвы-реки, а самолеты летали над рекой. В 1989 г. полеты были более солидными. А в 1991 г. на полеты были приглашены американские летчики, тогда у вас была большая дружба с Америкой. Я был с ними, нас привели к какому-то старому зданию, бывшему КДП, расположенному ниже по течению реки на нашей стороне. Привезли на автобусе, а потом метров 100 шли по полю. Американцы были в парадной форме, испачкали лакированные туфли, и расстроились. Мы поднялись на крышу этого здания и наблюдали замечательные полеты. Помню, тогда первый раз показали Ту-160, это было любопытное мероприятие. А на следующий день, 19 августа, я ночевал в гостях у Марка Галлая, когда неожиданно он меня разбудил, пригласил к телевизору, и я услышал сообщение о путче. Завтракали молча, вдруг он сказал: «Спасибо родной коммунистической партии», – я подумал, что он не в себе, а он продолжил, – «за то, что нам дали спокойно отпраздновать День авиации». Так я навсегда запомнил этот день.

Потом был 1992 год, было «Авиашоу»,  и о нем много воспоминаний. Тогда впервые народ пустили на территорию ЛИИ. Для проведения Авиашоу и первых МАКСов организаторы пригласили фирму «Glache International», которая занималась устройством подобных мероприятий, она поставила павильоны, такие полубочки, в которых было очень жарко, и сделала временные туалеты. С этого минимума постепенно начала развиваться современная инфраструктура.

А когда у нас начались авиасалоны, то вам ничего ни осталось, как стать их завсегдатаем?

– Естественно, раз в два года я стал приезжать в Жуковский, посещать каждый салон и писать отчеты в сентябрьский номер нашего журнала. Они занимали не меньше десяти страниц и пользовались большим вниманием и авиационных специалистов, и всех, интересующихся авиацией. Если смотреть на сегодняшний МАКС, то его нельзя сравнивать ни с первым, вторым, и третьим, четвертым — развитие безусловно положительное. Сейчас я пишу для журнала, который в авиационном мире знают многие. Это был ГДРовский журнал с красивыми картинками, и молодые люди в Советском Союзе читали этот журнал, который существует до сих пор. Естественно, раз я был на всех салонах, то один раз, не помню точно, к десятому или пятнадцатому МАКСу, мы сделали брошюрку, в которой я описал историю этих ависалонов. На этом МАКСе хорватские друзья продали книгу «25 лет МАКСу», потрясающее, исключительное издание — это краткая книга об истории проведения авиасалонов, где каждому МАКСу посвящено около 50 страниц, на которых рассказывается что и как было представлено на каждом.

В завершение скажите о ваших первых впечатлениях об этом авиасалоне?

– Впечатления вполне благоприятные, начиная с погоды, нам всем крупно повезло. Кроме того, я рад, что показали МС-21, и в полете, и на земле, это текущее состояние программы. Самолет прогрессивный, он мне очень понравился. Жалею, что не был показан новый перспективный транспортный Ил-112, но, может, он появится на следующем салоне. По-моему, и немцы довольны, у них здесь не павильон, а объединенная экспозиция двух организаций: «Союз немецких авиапромышленников – BDLI», представляющий много фирм на одном обширном стенде. А также, «Немецкий институт авиационных исследований – DLR», который тесно сотрудничает с ЦАГИ, и очень доволен своим участием. По-моему, участие Германии самое крупное из всех иностранных экспонентов. Довольно обширно представлена Бельгия, а Франция и «Боинг», как всегда, расположены на небольших площадках. Ну, о Китае — в этот раз он самый, самый. В общем, МАКС сохраняет уровень достойный, и ваш авиасалон, конечно, отличается от всех других обширной летной программой. Ни на одном авиасалоне мира так много не летают, нигде нельзя увидеть таких вертолетных и пилотажных программ. Летная программа МАКСа всегда — сказка!

Поддержи ЖВ

Каждый материал выходит в свет благодаря вам, жуковчанам, которым небезразлично, что происходит в городе, и которым нужна журналистика, а не пропаганда. Это наш с вами совместный проект, который мы будем делать для города и горожан, во…

Подробнее о поддержке можно прочитать тут