Разные темпы реализации двух российско-китайских авиационных проектов

722

Переговоры по проектам создания самолета и вертолета начались почти одновременно, но пока в стадии проектирования находится только дальнемагистральный авиалайнер

Самолет CR929

Во время официального визита президента В.Путина в Китай в июне 2016 г. был подписан пакет документов по созданию перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета (ШФДМС) и тяжелого транспортного вертолета AHL гражданского назначения. Необходимо отметить, что первые соглашения по авиалайнеру были подписаны на высоком уровне еще в 2014 г. В сентябре 2017 г. проект ШФМДС получил официальное наименование – CR929.

Предполагаемая стоимость разработки перспективного авиалайнера озвучена в сумму приблизительно $ 20 млрд. Цена одного экземпляра самолета CR929 определена в $ 113,5-117,8 млн. Разработчики CR929, приняли решение, что в течение первых лет серийного выпуска машина должна быть на 20 % дешевле зарубежных конкурентов.

Как недавно заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, «необходимость в серьезных вложениях возникнет, когда мы перейдем на этап рабочего проектирования, предположительно это произойдет в конце 2019 г. Стоимость проекта CR929 измеряется миллиардами долларов, и пока на этапе эскизного проектирования мы потратили совершенно незначительную на этом фоне сумму. Сейчас над проектом работают несколько сотен конструкторов и менеджеров, но в основном в режиме part-time (неполной загруженности)».

Стороны договорились, что китайская компания COMAC будет разрабатывать и выпускать металло-композитный фюзеляж, а ОАК – разработает и развернет производство крыла из композитных материалов.Первый полет российско-китайского самолета CR929 запланирован на 2023 г. Вывод на рынок перспективного авиалайнера намечен на 2025-2027 гг. Производство авиалайнера будет вестись на авиазаводе компании COMAC в пригороде Шанхая рядом с производственной линией по финишной сборке перспективного китайского узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского самолета С919, опытные образцы которого сейчас проходят летные испытания.

Сейчас ведется эскизное проектирование российско-китайского самолета. Третий контрольный рубеж (Gate 3) по программе самолета CR929, предусматривающий защиту эскизного проекта и выбор поставщиков основных систем, намечено пройти в 2019 г. Сейчас над проектом авиалайнера работает объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавляет с российской стороны главный конструктор Максим Литвинов (компания «Гражданские самолеты Сухого») и с китайской стороны – главный конструктор Чен Инчун (компания COMAC).

Вертолет AHL

В феврале 2017 г. премьер-министр Дмитрий Медведев официально утвердил соглашение о реализации российско-китайского проекта по созданию тяжелого вертолета гражданского назначения AHL (Advanced Heavy Lifter). Согласно соглашению, российская сторона в лице холдинга «Вертолеты России» займется разработкой отдельных систем, а Китайская авиационно-промышленная корпорация (AVIC) построит опытные образцы винтокрылой машины, также возьмет на себя проведения наземных и летных испытаний, сертификацию и продвижение на рынке нового продукта.

Документ, подписанный в июне 2016 г., предусматривает, что холдинг «Вертолеты России» будет содействовать китайской стороне в разработке нового вертолета. Согласно представленной китайской стороной информации, максимальная взлетная масса вертолета AHL составит 38,2 тонны, максимальная скорость полета – 300 км/ч, практический потолок – 5700 метров, дальность полета — 630 км. Вертолет будет способен перевозить внутри фюзеляжа груз массой 10 т, а на внешней подвеске – до 15 т.

Как заявил во время выставки «Армия-2018», проходившей с 21 по 26 августа в Кубинке в парке «Патриот», генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, сейчас российская сторона «находится на финальной стадии переговоров с китайскими партнерами по созданию тяжелого вертолета».

Рисунок ПАО «ОАК»

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут