Юбилеи четырех заслуженных штурманов-испытателей СССР

ЖВ продолжают цикл статей, посвященных юбилярам 2019 года

397

В 2019 году отмечен юбилейными датами со дня рождения многих выдающихся жителей нашего города, внесших неоценимый вклад в развитие отечественной авиации. В этом номере ЖВ вспоминают отважных штурманов, удостоенных почетного звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР», чьи юбилеи пришлись на период с февраля по август 2019 года. К сожалению, нет в живых штурмана-испытателя, руководившего группой контроля над работой штурманов-испытателей военных приемок ВВС Леонида Александровича Виноградова и штурмана-испытателя Валерия Александровича Агронова, которым в этом году исполнилось бы 95 и 80 лет соответственно. Поэтому вспомнить об этих незаурядных людях — это наш общий долг. Надо отметить, что до сих пор в родном Летно-исследовательском институте работает еще один юбиляр — заслуженный штурман- испытатель СССР Сергей Яковлевич Баранов, отметивший в начале августа свое семидесятилетие. Продолжает работать в авиации и еще один юбиляр, заслуженный штурман-испытатель СССР Геннадий Андреевич Клевакин, отпраздновавший в июле свой 70-й день рождения.

95 лет со дня рождения

Леонид Александрович Виноградов
(1924-2017)

Родился 3 февраля 1924 года в Ленинграде. В 1938 году окончил парашютно-планерный аэроклуб. Зимой 1941-1942 гг. пережил блокаду Ленинграда. В 1943 году окончил Лениградскую специальную школу военно-воздушных сил, находившуюся на тот момент в эвакуации в городе Ойрот-Тура на Алтае, а спустя год — Харьковскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров (располагалась в Красноярске). После окончания в 1945 году Челябинского военного авиационного училища штурманов Леонид Александрович проходил службу в частях Дальней авиации в Белоруссии. В течение 12 лет (1951-1963 гг.) был штурманом-испытателем военной приемки авиационного завода №23, где провел испытания таких самолетов и вертолетов, как Ту-4, М-4, ЗМ, Ми-6. В 1963-1967 гг. Леонид Александрович работал штурманом-испытателем военной приемки Киевского авиационного завода, осуществив испытания серийных Ан-24.
Десять лет своей жизни (1967-1977) штурман связал с работой на авиационном заводе в Луховицах. Здесь он испытал самолеты Ил-18, Ил-38, Ил-20. 17 августа 1971 года Леониду Александровичу Виноградову было присвоено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР». Всего за годы испытательной работы штурман освоил 62 типа самолетов и вертолетов. В течение семи лет (1977-1984 гг.) Леонид Александрович занимался ответственной работой — руководил группой контроля за работой штурманов-испытателей военных приемок военно-воздушных сил. Умер Леонид Александрович Виноградов 22 сентября 2017 года. Похоронен на Островецком кладбище.
Адрес в городе, связанный с испытателем: улица Маяковского, д. 26/7.

80 лет со дня рождения

Валерий Александрович Агронов
(1939-1997)

Валерий Агронов родился 23 мая 1939 года в Сталинграде. С 11-летнего возраста жил в ростовском городе Морозовске, а с 1953 года — в Жигулевске Самарской области. В 1960 году окончил Оренбургское военное авиационное училище летчиков, а спустя год — Ульяновскую школу высшей летной подготовки. Работал диспетчером, а в 1961-1967 гг. штурманом гражданского воздушного флота. После окончания курсов штурманов-испытателей при Школе летчиков-испытателей с 1967 по 1983 г. работал штурманом-испытателем научно-производственного объединения «Взлет», где выполнил испытания бортовых радиолокационных систем на самолетах Як-28БИ, Ту-110, Ту-124Ш, Ил-18.
В течение 13 лет (1983-1996 гг.) был штурманом-испытателем летно-исследовательского института и штурманом-инструктором Школы летчиков-испытателей. За годы испытательской работы осуществил испытания разностно-дальномерных навигационных систем (таких как «Сумма), крылатых ракет с использованием командно-измерительного пункта СКИП, парашютных систем с улучшенными характеристиками для перспективных катапультных кресел на ряде самолетов. 4 октября 1989 года Валерию Александровичу Агронову было присвоено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР». С 1996 по 1997 г.
работал дежурным штурманом ЛИИ. Умер Валерий Александрович Агронов 28 ноября 1997 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Быковского мемориального кладбища.

70 лет со дня рождения

Сергей Яковлевич Баранов
(род. 1949)

Родился 7 августа 1949 года в городе Свердловске. В 1966 году окончил десятилетнюю школу, в спустя год был призван в армию. В 1971 году окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов и до 1976 года служил в Дальней авиации. В течение 20 лет (1976-1996) был штурманом-испытателем Летно-исследовательского института. За годы работы осуществил испытания по отработке методики и способов самолетовождения при испытаниях радиолокаторов обзора и при испытании крылатых ракет, а также принял участие в испытаниях опытных ракет на самолете МиГ-31, катапульт, пилотируемых авиационных бомб с лазерным наведением и другой техники. 13 декабря 1989 года Сергею Яковлевичу Баранову присвоено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР». После ухода с испытательской работы Сергей Яковлевич продолжает трудиться в ЛИИ.
Адрес в городе, связанный с испытателем: улица Гарнаева, 11.

Геннадий Андреевич Клевакин
(род. 1949)

Геннадий Андреевич родился 9 июля 1949 в Омске. После учебы в местном институте инженеров транспорта был призван в армию, где и связал свою жизнь с авиацией. После окончания Челябинского Высшего военного авиационного училища штурманов находился на военной службе в ВВС. В 1975 году Геннадий Андреевич окончил Центральные офицерские курсы штурманов Дальней авиации. После ухода в запас поступил на курсы штурманов-испытателей при Школе летчиков-испытателей и с 1977 года участвовал в испытаниях ряда самолетов (таких как, МиГ-31, Су-7У,
Ту-22М), опытной парашютно-десантной техники на самолетах Ан-12, Ан-26, Ил-76, вертолете Ми-8, испытаниях систем навигации. В 1987-1988 гг. Геннадий Андреевич принимал участие в испытаниях систем спасения, посадочного комплекса для обеспечения посадки первого и единственного отечественного космического челнока «Буран». Также Геннадий Андреевич принимал участие в испытаниях опытной парашютно-десантной техники на Ан-12, Ан-26, Ил-76, Ми-8. В 1983 году Геннадий Клевакин окончил Московский авиационный институт. В 1985 году работал штурманом-инструктором в Школе летчиков-испытателей. За свою плодотворную деятельность награжден орденом Дружбы народов и медалями. 18 августа 1990 года Геннадий Андреевич Клевакин был удостоен почетного звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР». После ухода с испытательской работы перешел на работу в авиационную компанию.
Адрес в городе, связанный с испытателем: ул. Чкалова, д. 2.

Автор благодарит историка авиации
Андрея Симонова за помощь в создании статьи.

Поддержи ЖВ

Каждый материал выходит в свет благодаря вам, жуковчанам, которым небезразлично, что происходит в городе, и которым нужна журналистика, а не пропаганда. Это наш с вами совместный проект, который мы будем делать для города и горожан, во…

Подробнее о поддержке можно прочитать тут