На МАКСе обсудили стратегию развития отечественного авиастроения

943
SONY DSC

На МАКС-2019 при поддержке Союза машиностроителей России Гиви Джанджгава провел встречу с учеными и отраслевыми журналистами, где говорил о том, в каком направлении, по его мнению, следует развиваться отечественному авиастроению

Стратегию авиационной промышленности на десятилетия создать невозможно в связи с постоянно меняющими внешними и внутренними условиями, поэтому необходима обновляемая раз в два-три года концепция, считает президент, генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро, замгендиректора по НИОКР бортового оборудования – генеральный конструктор Концерна Радиоэлектронные технологии (АО «КРЭТ»), член Бюро Союза машиностроителей России Гиви Джанджгава.
«Сейчас обсуждается стратегия развития авиационной промышленности, – сказал Джанджгава, но невозможно создать стратегию в этих условиях финансирования и политического давления, просто невозможно на 10-15 лет запланировать технологическое развитие, а нужно делать концепцию, которая через год-два будет обновляться. Я считаю, что творчество – это такой путь, который в любых условиях организации будет находить выход из положения. Надо так написать стратегию, чтобы и деньги с Минфина получить, и сделать все. Пишется стратегия, но с обновлением через 2-3 года».

Он отметил, что в обычном авиастроении российские производители вряд ли догонят Airbus и Boeing, которые выпускают по 600-700 самолетов, но необходимо обратить внимание на «междисциплинарные приемы». «А сверхзвуковой самолет, – добавил конструктор, – мы можем сделать, можем развивать это направление. Нужно включить творческий потенциал, мотивацию творческого и технологического труда, тогда у нас все начнет получаться. Нам надо выбирать очень узкие места, найти время, силы и желания, чтобы это были опережающие технологии. Я и вас агитирую, впрягайтесь, давайте тянуть эту повозку».

Президент РПКБ сообщил о разработке предприятием бортового оборудования, не отстающего от зарубежных аналогов, и максимальной унификации его для разных типов воздушных судов: «На сегодняшний день система создана, мы уже выходим на сертификацию, оборудовали объекты СЛО, которые обслуживают правительство – Ил-96 и так далее. Есть вопрос ценового характера, и мы стараемся жестко держаться унификации и создавать такое количество, чтобы можно было добиться и качества выпуска продукции, и ценовых параметров».
По словам Джанджгавы, в настоящий момент ведутся работы над отечественными приборами для лайнера SSJ-NEW, уже подписано техническое задание, и на авиасалоне планируется обсудить конкретные графики и финансирование: «Мы надеемся, – отметил президент РПКБ, – что это будет тот объект, который заслуживает уважения. Параллельно будем модернизировать Ил-114, Ил-96-400 и с этой группой гражданских аппаратов попробуем выйти на наш внутренний рынок, набить шишки, а потом уже пойти и на зарубежный».
Джанджгава также высказался на тему перспектив беспилотной авиации. По его мнению, необходимо «высвобождать пилотов» и организовать процессы так, чтобы «все происходило автоматически».

Поддерживает развитие беспилотных летательных аппаратов и заместитель председателя Комиссии Союза машиностроителей России по развитию аэронавигационной системы, заместитель генерального директора по научной работе и развитию АО «АЗИМУТ» Виктор Соломенцев. «Я думаю, что пройдет 20-30-40 лет, и у нас будут зоны, которые будут выделяться для пилотируемой авиации, для удовольствия, а в основном будут летать аппараты-автоматы», – сказал он.
Соломенцев также отметил необходимость создания доступной всем конструкторам обновляемой онлайн-базы стандартов. «В разработке стандарта, – подчеркивает он, – должны быть заинтересованы производители – так легче работать, и разработчику стандарта это дает приоритет на рынке.
Эксперт также поднял вопрос о ситуации с вузами. Соломенцев считает необходимым закрывать вузы, которые не занимаются научной работой: «Нужно провести инвентаризацию, такого количества инженеров нашей стране не нужно. Если он получил диплом инженера, то он должен быть инженером, а не человеком, получивший некое общее высшее образование. Особенно бакалавры – человек четыре года отучился без специальности, получил только базовые знания, но он ни инженер, ни разработчик – в этом проблема. На мой взгляд, надо переходить к тому, чтобы вузы обязательно были вовлечены в научную работу, и только такие вузы должны иметь право на существование», – заявил Соломенцев.

Участники дискуссии также обсудили вопросы безопасности полетов, программу базовых критических технологий, проблемы с изданием научно-технической литературы в России. Модератором дискуссии выступил председатель комиссии Союза машиностроителей России по молодежной политике, управляющий делами РПКБ Олег Стогов.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"