Николай Егорович задумчиво смотрел, как люди внизу у его постамента, обнявшись, неспешно двигались в ритме музыки, которую, будучи уже в солидных летах, он тайно и страстно любил. Эта музыка великому ученому нравилась с самого первого дня, когда он услышал ее, зайдя как-то по дороге из Университета домой с одним дотошным студентом. Они сидели в небольшом кабачке на Моховой, и Николай Егорович был слегка раздражен нахальной болтовней и глупыми вопросами. Местный исполнитель бренчал на гитаре приятный мотивчик, и он запомнился, навязчиво привязавшись, подобно студенту, который все говорил и говорил. Потом, спустя несколько лет, этот мотив звучал в каждом кабаке, облаченный в блатной текст: «На Дерибасовской открылася пивная. Там собиралася компания блатная…». «Жаль, – думал тогда Николай Егорович, – ведь мог бы быть прекрасный романс о любви!».
Вот и теперь, на главной исторической площади города, названного в его честь, спустя столетие, звучала эта старая мелодия танго «El Choclo», написанная аргентинским композитором Анхелем Вилольдо в 1903 году, та самая «На Дерибасовской», которую сегодня считают одесским ретро-блатняком. Но исполняющие танго люди совсем не похожи на воров и проституток, о которых говорится в русскоязычной версии. Среди них солидные люди, женщины и мужчины, уважаемые всеми жители города. Многих Николай Егорович знал с детства: по праздникам и выходным они прогуливались по бульвару сначала с родителями, потом со своими детьми, а теперь некоторые и с внуками. Присмотревшись, Николай Егорович узнал ученого, известного специалиста в области аэродинамики, продолжателя его идей. Ученый танцевал с немолодой дамой, танцевал спокойно, с достоинством. Дама закрыла глаза и нежно обняла своего партнера за шею. А вот и молодежь… «Ох, уж эта молодежь…» – вздохнул Николай Егорович, который с высоты своего постамента видел всё. Но эти милые парочки ученому нравились. В них было столько естества и чувств, что можно было подумать, что в Жуковском проходит фестивальный слет влюбленных людей. Николай Егорович смотрел и недоумевал…
17 августа. Празднества в честь Дня города. На бульваре установлены красочные палатки. Горожане лениво прогуливаются, рассматривая ярмарочные товары и покупая детям сладости. Дождь давно закончился, и хоть и прохладно, луч солнца то и дело пробивается из-за туч. И так совпало, что именно в этот день по всей России прошел флешмоб аргентинского танго «За танго!». 74 российских города, в которых существуют сообщества людей, танцующих танго, приняли участие во флешмобе, Жуковский в их числе. Ровно в 15.00 заиграло танго, старое танго, танго, под которое когда-то танцевали папы и мамы нынешних бабушек и дедушек. И, как положено во всех флешмобах (а флешмоб дословно – это «мгновенная толпа»), люди в один миг оказались в парах, и, обнявшись, стали танцевать вдохновенно и чувственно самый красивый в мире танец. Всего две минуты пятьдесят секунд – столько длится среднее танго, и музыка смолкает. Пары распадаются, и все расходятся по домам, оставляя случайных прохожих в приятном недоумении. Николай Егорович про себя глубоко вздохнул и в стотысячный раз перечитал начертанное на камне собственное изречение: «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума!». Мысленно почесав затылок, великий ученый подумал: «А ведь танец – это тоже своего рода полет, полет души. А без полета души человеку никогда не подняться в небо!»
Вы спросите, для чего проводилась эта акция? Ведь жуковское танго-сообщество, существующее уже десять лет, танцует каждую среду в городском кафе, скрываясь от глаз любопытных, танцует для себя, отдыхая после рабочего дня и общаясь друг с другом. Этой акцией Всероссийское танго-сообщество хотело привлечь внимание к социальному танцу, не требующему никакой особой подготовки, не зависимому от возраста танцующих, и воссоздающему давно забытую послевоенную танцплощадку не только по своей форме, но и по внутреннему содержанию: люди могут прийти и потанцевать. Недаром в танговских кругах Жуковский с улыбкой называют Буэнос-Жукос и считают подмосковной столицей аргентинского танго.