В эту среду Светлана пришла на милонгу позже обычного. Несмотря на красивое вишневого цвета платье, так выгодно подчеркивающее изгиб ее изящной спины, переходящий в роскошные бедра, глаза молодой женщины были невеселыми. «Опять ревела?» – всплеснула руками ее подруга и одногруппница по урокам танго Ирина. Светлана начала заниматься танго по совету своего психолога Игоря Алексеевича, который работал с ней два года. У Светланы то и дело случались депрессии. Просто так, на пустом месте, без всякого повода. У подруг постоянно происходили катаклизмы: муж изменяет, с работы уволили, мама тяжело больна, а они – хоть бы хны. А у Светланы не происходило ничего. На взгляд подруг ее жизнь была комфортной и обустроенной, но Светлане было плохо. Плохо, и все тут, несмотря на внешнее благополучие. Игорь Алексеевич, искушенный в нюансах женской психики, за два года сеансов психотерапии успел разобрать Светлану на молекулы, перетасовал все пазлы ее жизни, но вот собрать обратно так, чтобы получилась жизнерадостная самодостаточная женщина, никак не удавалось. И неизвестно, что бы стало со Светланой, если бы на ее тридцатипятилетие подруга не подарила абонемент на уроки аргентинского танго. Полгода упорных занятий потребовалось Светлане, чтобы понять свою роль не только в танце, но и в жизни в целом, поднять самооценку и перестать впадать в истерические, как говорил Игорь Алексеевич, депрессивные состояния. И хотя слезы все равно были всегда рядом (такой уж плаксой Светлана уродилась), радость в ее душе потихоньку начала вытеснять уныние.
В танго-сообществе все называют друг друга по имени. Переходить на «ты» с танго-партнерами легче, чем в любой другой среде. Психологи считают, что всем, до кого ты можешь комфортно дотронуться, можно говорить «ты». А так как «танговские» объятия очень близкие и продолжительные, переход «на ты» становится молниеносным. В танго-сообществе не принято козырять своими регалиями, статусом, социальным положением. Не принято говорить о работе, семье, проблемах. Как на психотерапевтической группе, все разговоры «здесь и сейчас». В танго можно танцевать с полковником ФСБ, священником, директором завода, топ-менеджером брендовой компании или простым программистом и не знать об этом. Здесь каждый общается «в чем мать родила», значение имеет только пол – мужское и женское. И еще улыбка. И умение понимать и принимать на телесном, животном уровне. Именно поэтому психологи рекомендуют аргентинское танго своим самым сложным пациентам. И поэтому же в танго очень много самих психологов – кому как не им в работе необходим душевный баланс и внутреннее равновесие. Пять жуковских тангер-психологов о том, что дает им танго:
Надежда Гонина, психолог: «Это единственное место, где я просто Надя. Не психолог, не мама, не подруга, а просто женщина Надя в контакте с такими же просто женщинами и мужчинами. Как в детстве в пионерском лагере, ты не отличница, не хорошистка, ты просто девочка Надя».
Наталия Астахова, психолог: «Танго дает мне возможность переключиться на себя, свои ощущения, свое тело, получить удовольствие, самовыразиться. Это своеобразный путь к себе, к пониманию и принятию себя. А это, в свою очередь, в профессиональном плане позволяет почувствовать людей на ином уровне».
Екатерина Подопросветова, психолог: «Танго для меня – это возможность быть собой. Здесь нет ошибок, есть действия, ведущие к моему совершенству. Нет неудобных партнеров, есть люди, доверяющие и отдающие себя. Здесь нет шаблонов, здесь всегда все по-разному. В танго я могу моделировать себя».
Елена Камнева, психолог: «Танго для меня – физическая активность в красивом исполнении, возможность социального взаимодействия, раскрытие собственной женственности и красоты, и возможность ее открытого проявления в обществе».
Ольга Закатина, педагог-психолог: «В танго я научилась идти вперёд, совершенствуя себя, и ничего не ждать взамен от партнера. Научилась с радостью отдавать. Научилась наблюдать. Научилась получать удовольствие. Научилась слышать и слушать себя».
…Светлана шла на милонгу «через не могу». То ли серый дождь, породил в ее душе уныние, то ли вечное «мне нечего надеть», над которым посмеивались две нетанговские подруги, но Светлана после работы слегка всплакнула. Потом собрала «сопли в кулак», как велел ей бороться с депрессией Игорь Алексеевич, погладила платье, замазала крем-пудрой красные пятна – последствия слез, заколола волосы и вышла из дому.
Когда Ирина встретила ее фразой «Опять ревела?», Светлана слегка обиделась: могла бы и сделать вид, что не заметила. Но Ирина быстро затараторила: «Слушай, тут мужик классный один, ну прям в твоем вкусе, танцует супер, пошли познакомлю!»И не успела Светлана открыть рот, как Ирина подтащила ее к невысокому, но харизматичному мужчине чуть за сорок, кратко представила: «Светлана – Владимир» – и ускакала танцевать. Владимир молча протянул руку Светлане, и она молча приняла приглашение. Они молча вышли на танцпол, обнялись и станцевали на одном дыхании три танды (блок из трех-четырех танго). Потом у стойки бара они пили кофе и болтали ни о чем. «Я знаю, что не принято спрашивать, но очень интересно, ты кто по профессии?» – Светлана сама не заметила, как перешла «на ты». «Я – психолог. А ты?». – «А я – псих», – рассмеялась Светлана и почувствовала, как депрессия улетучилась, как будто ее и не было никогда.
Юлия Гуревич, руководитель студии аргентинского танго в Жуковском