Как на местах поспешили выполнить указы, наверху решили еще раз обсудить, но указания сверху для региональных чиновников обратной силы не имеют

Вертикаль власти устроена таким образом, что желания начальства пытаются даже уже не услышать, а предугадать, игнорируя запросы общества, рациональные соображения и здравый смысл. Из-за этой конъюнктуры время от времени мы все вместе «стреляем себе в ногу», правда чиновники это делают сознательно, а граждане — в качестве заложников этого рвения угодить тем, кто сверху.
Реформа дополнительного образования под лозунгом «оптимизация» в конце учебного года стала неожиданностью и для педагогов, и для родителей. И если первых хотя бы поставили перед фактом, то вторые узнают о новых возможностях для своих детей накануне 1 сентября. Потому что под эгидой «все для народа» проводилась уже не одна реформа, начиная от здравоохранения и заканчивая вывозом и утилизацией мусора. И всегда выяснялось одно и то же: идеи светлого будущего становились основой состояния определенной группы лиц. В сложившейся парадигме это неизбежный побочный эффект любого рывка вперед.

Деньги следуют за ребенком, но через посредника

Суть реформы — привязать финансирование не к образовательным учреждениям, а к каждому отдельно взятому ребенку. Достаточно логично, пока не доходит до реализации, потому что кроме рекламных тезисов и маниакального желания исполнения майских указов, которые вдруг решили из предвыборной агитки превратить в федеральные программы, у чиновников пока ничего нет — ни обоснований, ни расчетов, ни аналитики.

В ответе на депутатский запрос министра образования Московской области Ольга Забралова рассказала о региональной реформе. В соответствии с распоряжением губернатора от 29.10.2018 № 668 РП и соглашением от 11.02.2019 № 073-08-2019-575, заключенным между Правительством Московской области и Министерством просвещения РФ, на территории Подмосковья реализуется региональный проект «Успех каждого ребенка», который является частью национального проекта «Образование» и изменяет систему финансирования дополнительного образования. «Основной принцип персонифицированного финансирования — «деньги следуют за ребенком», говорится в ответе министра. — При решении ребенка уйти из кружка учреждение теряет часть финансирования. Это призвано стимулировать учреждения к развитию, учету современных потребностей детей, разработке по-настоящему интересных и полезных программ. Каждый ребенок получает сертификат персонифицированного финансирования, который является гарантией государства оплаты за такого ребенка услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ в пределах объема средств, зарезервированных на сертификате и являющихся номиналом сертификата». С сертификатами ситуация достаточно интересная. В городском бюджете заложено финансирование на учреждения дополнительного образования, которые раньше на 100 процентов финансировались по муниципальному заданию. Теперь же без изменения бюджета часть суммы будет уходить на сертификаты посреднику, который, обработав данные по использованию сертификатов, перечислит учреждениям сумму «обналиченных» сертификатов. То есть реформа не предполагает увеличения финансирования дополнительного образования, просто уже существующее финансирование распределяется по-иному, и по странному стечению обстоятельств не обошлось без посредников. В этом ключе утверждение Ольги Забраловой о привлечении финансовых ресурсов выглядит, как минимум, странно: «Система персонифицированного финансирования призвана не ограничить, а наоборот помогает привлечь финансовые ресурсы в наиболее эффективно работающие учреждения». В рамках новой системы, по мнению министра образования, учреждения могут привлечь дополнительный контингент. Однако не совсем ясно, почему по сертификатам придут дети, которые до этого не приходили, тем более педагогам придется урезать свои программы, чтобы попасть в номинал сертификата. Так что быстрых видимых успехов родителям ждать не стоит, если в художественной студии вводный курс будет состоять из умения разводить краски, а, например, в хоровой школе введение будет означать знакомство с теорией хорового пения. Но, согласитесь формулировка «могут привлечь» ни к чему не обязывает: могут привлечь, а могут и не привлечь.

Министр Забралова также указывает, что «федеральными экспертами рекомендовано рабочим группам по внедрению персонифицированного финансирования муниципальных образований не реализовывать за счет средств сертификаты дополнительные общеразвивающие программы, не полностью покрываемые номиналом сертификата». Напомним, что сумма сертификата на четыре месяца — 8400 рублей. И вишенка на торте: «Министерством образования Московской области даны рекомендации об информировании всех участников образовательного процесса о новой системе и ее эффективности». Оказывается всех уже проинформировали, и более того, все уже согласились. Директор городской школы искусств Елена Меденцева даже выступила «послом доброй воли», рассказав на Совете депутатов о целях и задачах новой системы: «Понятно, что механизм сложный, неизвестно, как он будет работать, но это неизбежно, это федеральный проект… Грубо говоря, нам тоже придется вывести предположим, 30 ставок, на которых работают педагоги, и я лишу их этой нагрузки. И я это сделаю, потому что это тот проект, по которому надо работать, и обратной дороги нет. Другое дело, я это сделаю так грамотно, чтобы у меня никто не уволился… На сегодняшний момент у нас два пути: либо объяснить каждому, что мы выполняем приоритетный проект президента, либо мы продолжаем поддерживать саботаж».

Не надо бежать впереди паровоза

Между тем, в главном печатном органе Правительства Российской Федерации — «Российской газете» вышла статья, в которой отмечается, что Минпросвещения и Минкультуры России рекомендовали главам субъектов РФ не переводить учащихся по программам предпрофессионального художественного образования детских школ искусств на систему персонифицированного финансирования. Как сообщила РГ известная пианистка Екатерина Мечетина, возглавляющая экспертную подгруппу по музыкальному искусству в рабочей группе по развитию ДШИ, «нельзя выдавать сертификат деятельностью на один год детям, которые уже запланировали учиться семь лет». Более того, стоимость сертификата не сможет покрыть предпрофессиональную программу. «Переводя детей на данную систему по общеобразовательной программе, мы рискуем многих педагогов оставить без работы, — объяснила позицию экспертов Екатерина Мечетина. — Зачем тогда государство тратило колоссальные деньги на их образование, ведь это одно из самых дорогостоящих обучений!»
Пока персонифицированное финансирование дополнительного образования в обсуждении, остается уже меньше месяца до начала учебного года. То есть, 1 сентября всех в очередной раз поставят перед фактом, это и есть «информирование об эффективности». Видимо, принцип «Деньги следуют за ребенком», не всегда совпадает с принципом «Житель всегда прав», потому что у жителей спросить как раз и забыли.

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.