20 июля в актовом зале администрации прошло мероприятие под интригующим названием – «День разъяснений тарифов на обращение с ТКО». То есть через полгода региональные власти решили разъяснить, зачем ввели оброк. Видимо, градус недовольства «мусорной» реформой перевалил за все возможные показатели. Подобные встречи произошли во всех муниципалитетах, однако в Жуковском все произошло по стандартной схеме – «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Разъяснить наукограду преимущества увеличения тарифа на вывоз мусора пытались уже не раз: и в марте, и в апреле. Но спикеры выглядели достаточно бледно, проводя сеанс саморазоблачения, с каждым разом все больше и больше убеждая граждан, что оплата услуг по вывозу ТБО – просто дань. В новых реалиях главным финансовым источником становится не природные ресурсы, а собственные граждане.
С 1 января 2019 года, согласно решению правительства РФ, в России начала действовать новая система сбора и утилизации мусора, которая монополизировала эту сферу деятельности. Теперь у жителей нет возможности заключить договор с любой компанией по вывозу мусора. Как честно заявили чиновники, «права выбора нет». Правительством РФ установлены правила, по которым расчет производится с человека. Правительство региона имеет право выпустить законодательный акт о расчете стоимости за вывоз ТКО с квадратного метра. Чем, собственно Московская область и воспользовалась, выпустив соответствующее постановление, по которому оплата за вывоз мусора рассчитывается с квадратного метра. При этом в нормативных документах предусмотрена возможность вывоза по факту, для этого нужно выполнить ряд условий: закрытая территория, собственные контейнеры, раздельный сбор мусора. Обеспечить это могут ТСЖ, что многие из них и сделали, однако расчета по факту так и не получили. Вся эта реформа официально основывалась на экологических аспектах – раздельном сборе мусора, однако это оказался лишь предлог для увеличения суммы оплаты и монополизации рынка.
Первое разъяснение состоялось 2 марта, спикерами выступили представители регионального оператора «ЭкоЛайн-Воскресенск», однако сочувствия у жителей они не нашли, разговор получился нервным. Через месяц состоялась вторая встреча, которая определила два момента: все уже решено правительством Московской области, корректировка может быть лишь в графике вывоза мусора и установке синих контейнеров для раздельного сбора мусора. После этого в администрации стали проходить постоянные рабочие встречи в формате «теории малых дел».
Однако у чиновников свои планы и вдруг в уже устоявшуюся схему взаимодействия включили опять разъяснение, откатив диалог в начальную точку.
Мы стали более лучше утилизировать мусор
Представитель регионального министерства ЖКХ Дмитрий Смирнов зачитал презентацию, которую вывели на экран. Правда, презентация была по Рузскому кластеру, а у нас Воскресенский, так что многие цифры не бились, однако такие условности никого не смущали. Тем более именно по этой презентации уже один раз разъясняли на встрече 2 марта. Об элементарном уважении к пришедшим на встречу за бодрыми отчетами как-то подзабыли, хотя при таком финансировании реформы все же можно было сделать семь презентаций, по количеству кластеров. Вся презентация состояла из красивых картинок, иллюстрирующих, как будет замечательно жить в прекрасной Московской области будущего. От себя Дмитрий Смирнов добавил, что до 2019 года транспортировка и сбор практически не регулировались: «Были моменты, когда просто брали мусор, вывозили из жилфонда и выбрасывали в ближайший овраг». С первого января, по мнению чиновника регионального министерства, региональный оператор гарантирует, что мусор будет утилизирован согласно всем стандартам. Логика довольно шаткая, так как у регионального оператора на субподряде работают все те же компании, что до этого якобы «вывозили в овраг». Вряд ли наличие посредника гарантирует соблюдение норм и правил. Однако логика не нова, примерно то же самое объяснение мы уже слышали по поводу МосОблЕИРЦ и даже знаем результаты.
Что касается тарифа, то люди на встрече узнали – «он четкий и понятный», осталось загадкой, зачем тогда этот четкий и понятный всем тариф разъяснять. «В ИЖС расчет вообще не производился, что приводило либо к большим навалам мусора, либо мусор вывозился за счет средств муниципального бюджета, на которые вместо этого можно было бы построить детские площадки, дороги и так далее», – разъяснил чиновник. В это время где-то всплакнули жертвы благоустройства и автовладельцы, которые воспользовались детскими площадками и дорогами там, где этих средств хватило и даже более. Достаточно вспомнить благоустройство центральных дворов за 30 млн рублей в каждом дворе или ежегодный ремонт улицы Гагарина.
Основная идея презентации Дмитрия Смирнова заключалась в том, что с помощью реформы удалось прекратить хаос, творящийся в сфере вывоза мусора, и люди оплачивают по утвержденному тарифу. То, что тариф в нормальных условиях определяет рынок, а не постановления правительства Московской области, осталось за скобками выступления.
Дмитрий Смирнов рассказал, из чего исходило правительство, когда определило расчет на квадратный метр занимаемой площади: «Особенностью Московской области является то, что мы граничим с Москвой и другими субъектами, и в области большая миграция, то есть люди, приезжают, отдыхают в Московской области, все это знают… У нас до этого был расчет с квадратного метра, с января ничего не изменилось, мы решили такой расчет сохранить. Если бы мы перешли на расчет по людям, то вырос бы тариф, если сейчас он составляет в среднем 8 рублей, то был бы 12 рублей и на тоже бы и вышло. Потому что тариф регионального оператора рассчитывается как валовая выручка деленная на кубический метр. Если бы было на человека, то мы должны бы были учитывать только зарегистрированных граждан, но объем был бы тот же, поэтому и тариф бы был выше». Таким незамысловатым образом государство решило переложить на плечи жителей финансовое бремя за свою неспособность отслеживать цивилизованную регистрацию граждан.
Повышение цен на вывоз мусора чиновник решил смотреть в разрезе общей суммы в едином платежном документе, ведь именно так можно спрятать существенное повышение цен по одной из услуг: «Рост с 1 января на коммунальные услуги не превысил 2,5 %». Правда, все же потом пришлось расшифровать рост по различным строкам ЕПД, и по вывозу мусора платеж повысился на 50-60 %.
Дальнейший формат «вопрос-ответ» проходил в экспресс-режиме, происходил диалог в стиле: «Который час? На ужин была рыба», затем Дмитрий Смирнов, не вдаваясь в дискуссии авторитетно заявлял: «Следующий вопрос». Именно так за час всем и разъяснили, почему нужно платить больше. В конечном итоге все остались при своих: чиновник министерства ЖКХ «провел разъяснение», жители еще раз убедились, что мусорная реформа – не дань сохранению окружающей среды, а скорее сохранение и перераспределение денежных потоков, и все вместе поучаствовали в еще одной мизансцене под названием «открытость власти», когда важны не смыслы, а картинка.