Проект легкорельсового транспорта (ЛРТ) скорее мертв, чем жив, так как нерентабелен. Однако за бюджетные деньги его могут реанимировать в любой момент, тем более городская власть подписала все требуемые согласования
1 июня 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил журналистам, что проект ЛРТ приостановлен. Причиной приостановки проектирования губернатор назвал отсутствие интеграции с пригородным сообщением и московским метро: «По ЛРТ нам нужно экспертно посчитать поток очень точно, чтоб не ошибиться. Расчеты показывают, что нужна глубокая проработка интеграции с пригородным сообщением и метро. Поэтому мы этот проект отправили на дополнительную проработку».
Проект изначально странный. «По словам губернатора Андрея Воробьева, все дороги, связывающие города Подмосковья, идут через Московскую кольцевую дорогу, что доставляет большие неудобства как жителям городов-спутников, так и жителям столицы…» — пишет портал 2018 год.net. Это не так: между подмосковными городами можно при желании перемещаться и не выезжая на МКАД. Кроме того, около 90% областного трафика — это движение в столицу и обратно. Поэтому, если уж строить — то дополнительные радиусы: кольцевое движение, пусть даже очень быстрое, добираться людям до Москвы не поможет. Наконец, есть подзабытый, но, тем не менее, уже реализуемый проект ЦКАД, призванный решать ровно те же задачи.
Но, главное, на ЛРТ попросту некого возить.
Транспортная доступность для ограниченного круга лиц
Важнейшая задача ЛРТ, помимо прямого сообщения между городами — связать их с аэропортами Московского аэроузла. «Если сейчас жители Подольска только до Домодедова тратят не менее 90 минут, то при введении в эксплуатацию ЛРТ в Подмосковье время в пути сократится до 15-17 минут», — обещают лоббисты проекта.
Очень трогательная забота о людях! Однако, исходя из статистических данных Росавиации и несложных подсчетов, из 300-тысячного Подольска через Домодедово вылетает и прилетает от 150 до 200 человек в сутки. За неделю — даже без учета того, что кто-то предпочтет добираться до аэропорта другими способами — едва наберется один полный трамвай. Ну, допустим, еще столько же будет ездить из Подольска в Жуковский и Раменское. Откуда 60 миллионов человек в год — загадка…
Этот вывод косвенно подтверждает и тот факт, что проект не привлек ни одного стороннего инвестора. В упомянутом выше материале, конечно, утверждается обратное: «Данный проект привлек множество инвесторов. Более 10 зарубежных и российских компаний готовы вложить около 20% необходимых средств… О заинтересованности в развитии проекта заявили и российские банки, и компании: ВТБ, Сбербанк, Уралвагонзавод …». Но одно дело — вкусно кушать и пить на пышных губернаторских банкетах, смотреть презентации, подписывать меморандумы и т.д. Совсем другое — отдавать свои кровные. Особенно, когда становится ясно, что отдачи от инвестиций можно дожидаться до второго пришествия. Поэтому инвесторы ожидаемо «рассосались». «…в связи с отсутствием потенциальных инвесторов центральными исполнительными органами власти Московской области принято решение об отказе в проведении инвестиционного конкурса». Это цитата из письма заместителя министра транспортной и дорожной инфраструктуры Московской области О.Н. Бурцева № 21Исх 9656 от 3 августа 2018 г. Дураков среди людей при больших деньгах, как обычно, не оказалось.
Кстати, и непосредственные интересанты проекта (которые, казалось бы, должны быть двумя руками «за») в нем не сильно-то и заинтересованы. Ниже — цитата из официального комментария руководства аэропорта «Жуковский»: «Следует прояснить нашу позицию: развитие транспортной доступности аэропорта представляется нам крайне важным вопросом. Тем не менее, подходить к его решению надо взвешенно… приаэропортовая территория имеет ограниченную площадь. Трамвай или монорельс в этом месте может максимально усложнить или попросту сделать невозможным другие работы. Над этим необходимо серьезно подумать. В любом случае, такие проекты не должны начинаться без учета мнения жуковчан». То есть аэропорт, пусть и в предельно корректных выражениях, тоже говорит ЛРТ свое «нет»!
Навязанные блага во имя освоения бюджета
Несмотря на весь скепсис заинтересованных лиц, оказалось, что проект ЛРТ, пусть и без шумихи в прессе, продолжает жить!
Возможно, дело в финансовых соображениях. «По оценкам специалистов, занимающихся проектированием ЛРТ в Подмосковье, стоимость каждого километра линии будет составлять от 1,5 до 2 млрд рублей. Общая стоимость проекта, в первом приближении, составит 250 млрд рублей, — указано в материале на сайте 2018 год.net. Но простите: если заявленная протяженность ЛРТ – 245 км, а цена – от 1,5 до 2 миллиардов за километр (1,75 млрд в среднем) – 250 миллиардов никак не получается. Получается без малого 429. А с учетом обычного в подобных случаях двукратного, как минимум, удорожания проекта на горизонте уже маячит «трюлик», — так чиновники нежно называют триллион рублей. Для справки: это четверть годовой выручки «Газпрома» или его прибыль за пять лет; примерно в такую сумму оцениваются все новые автомобили, продаваемые в России за год. На триллион можно четыре года полностью покрывать дефицит Пенсионного фонда и даже не заикаться о повышении пенсионного возраста. Или 450 лет содержать такой город, как Жуковский… На этом фоне другой транспортный проект — расширение улицы Туполева в нашем городе за шесть с половиной миллиардов кажется уже сущей мелочью на уровне ямочного ремонта… В общем, перспективы освоения бюджетных средств, даже если полностью исключить «коррупционную составляющую», открываются поистине головокружительные!
Конечно, не обошлось без верного Андрея Войтюка. В письме на имя заместителя начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 26 июня 2018 года глава города сообщает о согласовании изменений в «Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» в части изменения трассировки и параметров зоны планируемого размещения участка линии рельсового скоростного пассажирского транспорта «Подъезд к аэропорту «Раменское» (№ 82202): «Представленная трассировка… проходит в плотной жилой застройке в исторической части городского округа Жуковский — «Старый город», в связи с чем прохождение линии рельсового скоростного пассажирского транспорта по указанной трассировке возможно только в подземном исполнении (тоннеле). Учитывая вышеизложенное, Администрация городского округа Жуковский согласовывает представленные изменения в схему… в тоннеле».
Итак, Войтюк предлагает, по сути, проложить в Жуковском 3,04 километра легкого метро. Но оставим в стороне соображения логики и здравого смысла. Да и есть ли смысл вспоминать о них вообще, если речь идет не о больших, а об очень больших, просто гигантских деньгах? Цена подземного ЛРТ втрое выше надземного, а объем потенциально «прилипших к рукам» средств прямо пропорционален стоимости проекта. Нет, все по закону: какие-нибудь мелкие суб-субподряды «своим» фирмам. В конце концов, не откажет же губернатор в благодарности своему по-собачьи преданному вассалу? Но и этих крох хватит правнукам до конца жизни… А то, что жуковчане обрекаются на три-четыре года метростроя (вернее, сразу двух метростроев – еще один тоннель предполагается построить в рамках «туполевского расширения») со всеми вытекающими — так это издержки. Как говорил один небезызвестный украинский политик: повоняют и разойдутся! Дома старого города могут не выдержать такого вмешательства и просто разрушиться. Ну, так лес рубят — щепки летят! Главное, показать областному руководству, что жители испытывают «оргазм» от любого желания вышестоящего начальства. Не горожане, а войсковая часть, готовая сложить головы за любое безответственное предложение, которое без малейшего сомнения одобрит глава, не понимая, что своим «вилянием» хвостом он оказывает медвежью услугу губернатору накануне выборов……
Всем сомневающимся в целесообразности прожектов областного и городского уровня Андрей Войтюк возражает единственным, но «железным» аргументом: «Вы просто не любите наш город!». А вот Андрей Петрович наш город любит. И, знаете, я верю: действительно любит! Трудно не любить источник собственного благосостояния.