Прощание с легендой: не стало Арсения Дмитриевич Миронова

1562
SONY DSC

Ушел из жизни Арсений Дмитриевич Миронов –  настоящая легенда, олицетворение той самой жуковской идентичности. Не только прекрасный ученый, но и достойнейший гражданин, пожалуй, последний из того поколения, которое каждый день воплощало в жизнь убеждение, что «человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». Еще в апреле при подготовке материала ко Дню Рождения города, он рассказал нам и нашим читателям, как все начиналось, с присущим ему юмором и искренней любовью к городу людей, влюбленных в небо.

Арсений Дмитриевич родился в 1917 году во Владимире, детство провёл в Москве. В столице  окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского ученичества. Работал электромехаником по приборам в Центральных мастерских «Мосэнерго». Параллельно с работой, обучался на вечернем рабфаке, готовясь к поступлению в Московский энергетический институт.

В 1936 году Арсений Миронов поступил на самолётный факультет Московского авиационного института. Начиная с четвёртого курса, он обучался по новой в то время специальности «Лётные испытания». Одновременно с учёбой занимался в аэроклубе МАИ. В 1939 году совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте У-2 (По-2). Также освоил полёты на планерах и совершил несколько прыжков с парашютом.

С мая 1941 года Арсений Дмитриевич проходил преддипломную практику в только что созданном Лётно-исследовательском институте. Он участвовал в лётных исследованиях нового бомбардировщика Пе-2 – тарировал самописцы высоты и скорости, вместе с техником крепил в бомболюке эти и другие самописцы, помогал наклеивать на верхнюю поверхность крыла пучки чёрных шелковинок. И даже участвовал в испытательных полётах в качестве экспериментатора.

4 октября 1943 года при аварии самолёта Ла-5УТИ А.Д. Миронов получил тяжёлые травмы и был отправлен в госпиталь. Когда через полгода он вернулся на аэродром, то понял, что на профессии лётчика-испытателя придётся поставить крест – левая рука не полностью разгибалась в локте. Однако Миронов сумел добиться разрешения летать на лёгких самолётах и выполнил сотни транспортных полётов на самолётах По-2, УТ-1, УТ-2 и Ще-2. До 1950 года он также участвовал в испытательных полётах на самолётах Ил-2, Пе-8, Ту-2, Як-9В и И-320 (Р-1) в качестве штурмана и инженера-экспериментатора.

В марте 1946 года Арсения Дмитриевича назначили старшим инженером, а в июле 1948 года он стал ведущим инженером. Миронов принимал активнейшее участие в исследованиях аэродинамики крыльев, рулевых поверхностей и фюзеляжей на больших дозвуковых и сверхзвуковых скоростях потока в натурных условиях. Для этого была спроектирована так называемая летающая бомба и разработана специальная методика исследования сопротивления крыла при больших числах Маха с помощью этих летающих бомб. Авторы нового метода исследований, в числе которых был А.Д. Миронов, в апреле 1949 года стали лауреатами Сталинской премии третьей степени. Арсений Дмитриевич стал одним из самых молодых лауреатов Сталинской премии в ЛИИ – он получил её в 31 год.

В июле 1949 года молодой инженер был назначен начальником отдела – заместителем начальника лаборатории № 21, а в мае 1951 года возглавил лабораторию № 21. В августе 1952 года 35-летний учёный был назначен начальником комплекса № 2 Лётно-исследовательского института. Комплекс состоял из научно-исследовательских лабораторий, занимавшихся работами в области исследования в полёте вопросов аэродинамики, прочности самолётов и безопасности полёта. 17 лет Арсений Дмитриевич руководил самым многочисленным научным подразделением института.

В январе 1969 года А.Д. Миронова назначили заместителем начальника Лётно-исследовательского института по научной работе, а в апреле 1974 года – первым заместителем начальника института. Арсений Дмитриевич возглавлял комплексную бригаду ЛИИ по проведению всесторонних испытаний сверхзвукового фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24. Испытания проводились сразу на трёх экземплярах самолёта, и в феврале 1975 года Су-24 приняли на вооружение. За большой вклад в создание этого самолёта А.Д. Миронову в 1976 году была присуждена Государственная премия СССР.

В сентябре 1981 года А.Д. Миронов возглавил Лётно-исследовательский институт и руководил им до июня 1985 года. В этот период в ЛИИ проводилось множество сложных исследовательских работ. В июле 1985 года Арсений Дмитриевич был назначен начальником сектора отделения № 2 ЛИИ и возглавлял его до июня 1996 года.

До 101 года Арсений Дмитриевич был главным научным сотрудником отделения № 2 и председателем диссертационного совета ЛИИ им. М.М. Громова. Пожалуй, это единственный случай в мировой истории.

Арсений Дмитриевич был нашим любимым авиационным экспертом, к которому мы постоянно обращались с просьбой объяснить те или иные процессы, и он, как физик лирикам, доходчиво объяснял самые сложные вещи. Но главное, он был тем самым нравственным камертоном, по которому мы сверяли любые поступки и оценивали события, происходящие в родном городе.

Прощайте, наш любимый Арсений Дмитриевич, и пусть земля вам будет пухом, так же, как небо было вашей жизнью…

Поддержи ЖВ

Каждый материал выходит в свет благодаря вам, жуковчанам, которым небезразлично, что происходит в городе, и которым нужна журналистика, а не пропаганда. Это наш с вами совместный проект, который мы будем делать для города и горожан, во…

Подробнее о поддержке можно прочитать тут