Людмила Беглова: «Ребенок – это личность, важно научиться его слушать»

2351
SONY DSC

В наше время «эффективных менеджеров» и «крепких хозяйственников»  единственное, что нас еще держит на плаву – это люди, увлеченные своей профессией, которые рассматривают ее не как определенный статус или инструмент обогащения, а как некую миссию, призванную сделать этот несовершенный мир чуточку лучше. Они являются самой важной частью нашего города, который всегда был местом притяжения увлеченных людей. Времена меняются, а эта «увлеченность» и преданность своему призванию остается, удерживая на плаву нас всех. ЖВ вновь открывает рубрику «Жуковчане – это мы», в которой мы будем рассказывать о жителях города, благодаря которым и создается известная жуковская идентичность.

 

Руководитель художественной студии Центра детского творчества (бывший Дом пионеров) Людмила Беглова более 30 лет учит юных жуковчан не только изобразительному искусству, но и пониманию общечеловеческих ценностей, умению ценить и хранить красоту окружающего нас мира. Как признается сама Людмила Викторовна, это не входит в учебную программу, но помогает найти свое место в жизни.

 

Педагогика – сложная профессия, ведь чтобы дети действительно получили знания и навыки, их нужно заинтересовать. Тем более в изостудии, когда два с половиной часа занятий сидишь на месте, а рисовать одну картину можно и несколько недель.  Почему Вы решили стать педагогом?

-У меня, в принципе, педагогическая династия: моя бабушка была заслуженным деятелем просвещения, мама была учительницей,  нас три сестры, и мы все закончили пединститут. Правда, на нас эта славная традиция, к сожалению, и прекратилась. Наши дети не захотели идти по этой стезе,  как раз потому, что она еще и очень тяжелая.

 

А как Вы поняли, что хотите обучать детей рисованию?

 

Ну, это такая данность. Мы все разные, например, моя старшая сестра — учитель, преподает английский язык, младшая — историк, а я вот нашла себя в рисовании. Закончила художественно – графический факультет Педагогического института. По специальности я — учитель рисования и черчения. Просто мне всегда нравилось рисовать, теперь учу этому других.

 

Вы сказали, что Ваши дети не пошли по вашим стопам, однако любовь к рисованию вы им, наверное, привили?

Дети рисуют, но специальность у них не художественная. Для меня моя дочь и племянники  –мои дети. Они очень разные, и в жизни и в профессии – работают в разных областях, от авиации до финансов, но все рисуют, потому что прошли через центр детского творчества, ведь я там работаю. Но так как рисования в их жизни было достаточно много (начинали они с четырех лет), решили этим делом заниматься для себя, связывать рисование с профессиональной деятельностью им не хочется.

 

Что Вам больше всего нравится в вашей работе?

Во-первых, конечно же, мне нравится вдохновлять детей, внушать им, что нет ничего невозможного, самое главное — это желание. Многие взрослые люди говорят: «Я не умею рисовать», – я думаю, что нет таких людей, которые не умеют. Так говорят люди, переполненные  комплексами. Хороший педагог в первую очередь должен снять с них этот неприятный груз. Конечно, чтобы в результате из ребенка получился какой-то великий художник, нужно чтобы он был «поцелован богом», такие дети есть, но их очень мало. А вот научить их рисовать для души и дать понять, что нет ничего невозможного, то есть позволить им поверить в свои силы — главная задача педагога. Также он должен уметь создавать из детей созидателей, творческих людей, ведь эта способность в будущем поможет им в любой специальности, как, например, в журналистике, дизайне и многом другом. Ничего не обходится без творчества. Даже профессии, связанные с точными науками — математикой, химией, биологией. Моя задача — из каждого ребенка сделать личность.

 

Как вы считаете, какие качества нужно привить ребенку, чтобы он достиг максимального результата?

Думаю, главная роль в развитии ребенка принадлежит родителям. А если они еще и работают совместно с педагогом, достичь можно любого результата. Родитель должен поддерживать желание ребенка, восхищаться им. Я всегда говорю о том, что по окончании работы замечание должен сделать педагог, если это требуется, родитель же может лишь восхищаться, своей поддержкой расправляя ребенку крылья. С раннего детства нужно приучать детей к культуре – вместе ходить в музеи, галереи, театры, ведь это приятно как ребенку, так и родителю. В этом заключается помощь родителя, помощь педагога же – подсказать, направить, увидеть, что ребенок понимает, а что – нет. И тогда ребенок идет, благодаря совместным усилиям.  Главное – желание и интерес к творчеству.

 

Бывают ли случаи, когда родители приводят к вам ребенка, у которого нет желания развиваться в направлении изобразительного искусства?

Бывают, но, как правило, это ненадолго. Если ребенок не хочет, если он приходит и грустит, если ему плохо, и так он тоскует, смешивая эти краски и создавая прекрасные оттенки, педагог, конечно, говорит с родителями. Можно сделать небольшую паузу, взять перерыв. Бывает, родители покупают самые лучшие по качеству краски, и каких только кисточек нет у их ребенка, но ему это не нравится, и сколько не старайся, какие только методики не применяй – впустую. У ребенка просто нет желания. Такое бывает очень редко, были за мою практику такие ребята, как правило, это мальчики. Ну, никак он не хочет с красками возиться, а мама решила, что вырастит из него Глазунова или Шишкина. Как правило, даже в этих редких случаях, ребенок уходит в спорт, и с удовольствием он плавает или занимается боксом, и он счастлив, у него глаза горят. Это выбор ребенка, он – личность, он имеет право выбирать.

 

Бывали случаи, когда поначалу ребенок занимался с энтузиазмом, а потом его интерес пропадал?

Конечно, бывают спады, но это нормально. Я думаю, у всех людей бывают взлеты и падения. Родителю нужно не полениться убедить и привести ребенка на занятие, задача же педагога — помочь ему осознать, что любую работу нужно доводить до конца. Потому что бывает так, что дети начинают какую-то  работу, а эмоциональных сил завершить ее им не хватает, им хочется начать что-то новое. То, что есть желание что-то делать, это, конечно, прекрасно, но педагог должен научить доводить любое начатое дело до конца, найти к этому делу другой подход.

 

Что бы вы могли посоветовать детям и их родителям, которые только решили заняться творчеством?

Ну, что можно посоветовать начинающим? Приходите! Потому что те задачи, которые ставятся, например, по моему предмету, – это придумать сюжет, композицию, а это ведь, прежде всего, развитие мысли. Конечно, это развитие происходит на основе литературного, иллюстративного материалов, разработок педагога, но конечный результат — это все равно индивидуальная работа ребенка, плод его воображения. Придумывать что-то новое тоже нужно учиться, а бесследно это умение не проходит. Очень важно развить в ребенке умение доводить работу до конца, не откладывать ее на потом, что, кстати, тоже может пригодиться всегда. Поэтому приходите, развивайтесь, мы всегда будем вам очень рады!

 

На занятиях вы придумываете композиции,  затрагиваете еще и литературу, то есть не останавливаете на технике рисования?

У нас идет повышение интеллектуального развития, духовного мироощущения ребенка. Ведь помимо обучения размешивать краски и укладывать их на листе, педагог также проводит разговоры о корректности поведения, о событиях, которые мы отражаем на бумаге, которые вызывают гордость за окружающий мир, за семью, за свою страну. Опять же мы изображаем исторические моменты, тем самым изучая их, это развивает в ребенке гордость за наше Отечество. Мы так же говорим о деятелях, прославивших нашу Родину. То есть, общее воспитание, посещение выставок, на которых мы присутствуем, – это все начинает затрагивать те струнки в душах детей, которые позволяют им петь, развивает духовный  мир. Потом это воплотится и в той дальнейшей работе, которую они выберут, и в отношении к окружающему миру. Наша задача — вырастить не столько художников, сколько вырастить созидателей и творческих людей, которым всегда интересно получать новые знания в любом направлении.

 

В чем главная задача родителей творческих детей? Могут ли они как- то помочь юному таланту развиться?

Задача родителя — любить ребенка, слушать его. И, конечно, не лениться, уделять ребенку время. Несмотря на большую загруженность детей в школе, их досуг лучше организовывать в центрах детского творчества, потому что сейчас слишком большая увлеченность детей гаджетами, что, на мой взгляд, не идет им на пользу. Я считаю, родителям нужно минимизировать пользование  детей гаджетами, и как можно больше дать дополнительного творческого образования в любых сферах. Это работа и ответственность родителей — детей же нужно приводить. Так же нужно приучить ребенка к получению знаний, это ведь нелегкий трудоемкий процесс, требующий много сил. Но любое получение знаний дополнительного характера — это огромная эмоциональная подпитка для детей, что намного полезнее и приятнее, чем контакт с телефоном или компьютером. Поэтому, родители, не ленитесь водить своих детей. Потом ваши эмоциональные затраты вернуться вам в восхищении от плодов творчества ваших детей и гордости за них. Ведь, время — это глина, попробуйте из этой глины слепить хоть что-нибудь.

Анастасия Ганжа

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.