Дежавю: картина та же, герои сменились. История дома 50 по ул. Гагарина

2006

Как кровля дома 50 по ул. Гагарина опровергла тезис, что снаряд дважды в одну воронку не падает

«Я стучалась везде: в диспетчерской мне сказали, что заявка рассматривается три дня и залив – не экстренный случай, хотя у нас не просто залив, течет непрерывно уже несколько дней, – устало рассказывает Марина, жительница дома 50 по ул Гагарина. – В Госжилинспекции посоветовали обратится в УК «Наукоград», чтобы составили акт, там заявку приняли, но предупредили, что они – третьи лица и никакого отношения к людям на крыше не имеют. Люди на крыше, которые оказались представителями подрядчика по капитальному ремонту, в свою очередь, рассказали, что крыша находится в ужасном состоянии и они не понимают, как ее содержали в таком беспорядке».
Марина и Алексей живут на пятом, последнем этаже дома, историю которого обсуждают уже не первый день в соцсетях. Это именно тот дом, в котором капитальный ремонт кровли начался в дождь, в результате чего затопило квартиры верхних этажей, – так подрядчики в очередной раз наступили на одни и те же грабли. А вот семья Марины просто испытала дежавю, потому что в 2018 году в их квартире уже происходил подобный рукотворный «форс-мажор».

Крыша требует жертв

В феврале 2018 года после шквала жалоб жителей города на метровые сосульки, свисающие с крыш, администрация города указала управляющим организациям приоритетное направление по обслуживанию домов на данном этапе — борьбу с сосульками. И они рьяно взялись за дело, отправляя на крышу рабочих к ломом и с большим запасом энтузиазма.
Марина с Алексеем ничего не подозревали о масштабных планах администрации и спокойно доделывали ремонт, решив в марте специально взять отпуск, чтобы доделать чистовую отделку. Ремонт делали сами, в целях экономии, а также из-за уверенности, что сами сделают качественнее, ведь делают для себя. Поэтому работы продвигались медленно, зато результатами они были довольны.
В одно прекрасное воскресное утро они одновременно почувствовали и услышали, как по стенам идет сильная вибрация и очень громкий стук. Сначала подумали, что кто-то делает ремонт, но было слишком громко, складывалось ощущение, что вот-вот треснет стена. Алексей выбежал вниз и увидел, что на крыше рабочие долбят обычным ломом по кровле и сбивают сосульки. После переговоров с рабочими и звонком в управляющую компанию, рабочие ушли, однако результаты их плодотворной работы не заставили себя ждать. Через два часа семья обнаружила, что в маленькой комнате по стене течет вода, то же самое произошло и на кухне. Марина бегала с ведром по квартире еще неделю, а потом еще семь месяцев требовала залатать крышу. О компенсации причиненного ущерба речи даже не шло, действия рабочих списали на обстоятельства непреодолимой силы. Что логично, так как жителям их преодолеть так и не удалось.

В марте пришел ответ от главы города Андрея Войтюка по жалобе на портал «Добродел», градоначальник проинформировал о том, что УК «Накоград» проведет на кровле латочные работы в срок до 30.04.2018. Когда этого не случилось установили новый срок – до 30.05. 2018 – но и отметку прошли без работ. В августе Алексей в письме к Андрею Войтюку указал, что работы так и не произведены, и ему пришел ответ, что капитальный ремонт кровли будет выполнен до 01.11.2018. В конце сентября Марина и Алексей записались на прием в администрации, на котором в ультимативной форме потребовали в ближайшие дни сделать хотя бы заплатку на крыше, чтобы они смогли пережить дожди и снег. Им действительно поставили заплатку, качество проверили осенью и зимой. А весной 2019 года решили все-таки со второй попытки доделать ремонт, точнее сделать его по-новой. Потому что после первой протечки пришлось все снимать, так как плесень вывести было невозможно.

Накрыло капитальным ремонтом

«Полторы недели назад услышали, что по крыше кто-то ходит, – рассказывает Марина, и я понимаю, что начинается дежавю. – Муж полез на крышу, обнаружил там двух рабочих, один из них плохо говорил по-русски, а второй был не вполне трезв. Сообщили, что делают капитальный ремонт. Алексей спросил, зачем снимают старые заплатки именно сейчас, когда обещают дожди. Они ответили, что сделали стяжки, есть пленка, все будет нормально». При этом, по словам Марины, ее муж недавно ходил в УК, спросил про планы кровельных работ, на что ему сказали: «Вам уже залатали, что вы еще хотите». А тут вдруг целый капитальный ремонт кровли.
Как удалось выяснить в администрации города, капитальный ремонт кровли был запланирован в доме 50 по ул. Гагарина еще в 2015 году и даже был выбран подрядчик, им оказалось широко известное в узких кругах ООО «СКС- групп» из Ростова-на Дону. Именно это этот подрядчик в ноябре вскрыл крушу на ул. Чкалова, 37 и ул. Маяковского, 22 и пропал на два месяца. На дом по ул. Гагарина, он просто не успел зайти, потому что пытался убедить жителей первых несколько домов, что, когда течет с крыши – это нормально. На это ушло больше года, а потом с ним просто расторгли контракты. При этом, дома, где крышу уже начали ремонтировать, путем неимоверных усилий активных жителей удалось доделать в 2018 году. А дома, которые не успел осчастливить «СКС-групп» записали в «потеряшки» и включали каждый год довеском к основной программе. В 2019 году дело дошло и до Гагарина, 50.
На прошедшем недавно форуме «Управдом» новый подрядчик ООО «Сервис-Ком», которому достались помимо домов этого года и «потеряшки», приехав с опозданием на час, долго рассказывал, как они вдумчиво подходят к процессу, и бодро отвечал на вопросы, адресованные Фонду капитального ремонта.
И вот буквально через две недели теория переросла в практику, сильно всех удивив. Сложилось стойкое впечатление, что прогноз погоды – недоступная для этих «профессионалов» информация. Они взяли и прямо перед дождем без объявления войны вскрыли заплатки на крыше, а потом взяли “мхатовскую” паузу. В результате залило 23 квартиры, прихватив и подъезды, которые отремонтировали в прошлой году по программе софинансирования областным бюджетом. Эта ситуация раскрыла многое, как плохое ( отношение тех, кто получает деньги жителей), так и хорошее (консолидация гражданского общества для решения проблем).

Как одни пытались ужать слона в муху, а у других появилось «чувство локтя»

Казус с капитальным ремонтом, превратившимся в капитальное разрушение случился в среду вечером, и Марина сразу написала в социальных сетях. Весь четверг прошел в попытках жителей дома достучаться до ответственных. Однако они попали в заколдованный круг, из которого уже отчаялись выбраться, но тут произошло то, что я лично уже очень давно в Жуковском не наблюдала. Жители города молниеносно протянули жертвам капремонта га ул. Гагарина, 50 руку помощи. Одни делились опытом, другие давали советы. четвертые подключались к бомбардировке различных инстанций, чтобы помочь решить проблему.

И на фоне этой слаженной работы еще более нелепо выглядело поведение официальных лиц, которые суетливо, как дохлую кошку, перебрасывали друг на друга ответственность. Генеральный директор УК «Наукоград» Альберт Шагизиганов сразу отметил, что УК никак не влияет на выбор подрядчика, а соответственно и на его действия, так как все делает Фонд капитального ремонта (ФКР) Московской области. А в пятницу опубликовал гарантийное письмо от «Сервис-ком», в котором тот обязуется выплатить нанесенный ущерб. Правда, не совсем понятно, как вынесенной за скобки УК подрядчик, который заключил договор С ФКР, может что-либо гарантировать.
В пятницу к общению в соцсетях подключилась пресс-служба ФКР, тут же заявив, что протечки устранены:«В МКД по адресу: г.Жуковский, ул.Гагарина, 50 проводятся работы по капитальному ремонту кровли. По ходу работ образовалась протечка кровли. На данный момент подрядной организацией устранены причины протечки и проведены охранные мероприятия в целях недопущения повторных протечек». После того, как жители опубликовали видео, подтверждающее обратное, сотрудники ведомства стали решать проблему попроще. Они сообщили жителям, что все контакты надзорных ведомств для жалоб написаны на информационной табличке, установленной на доме. Выяснилось, что таблички тоже нет. Тогда решили просто взять ситуацию под контроль и тут же получили обратную связь: «Третий день на контроле уже, а вода все льется». После этого диалог не заладился, пресс-служба ФКР перешла на вялое хамство, а потом и вовсе прекратила общение.


В это время представители местного отделения Ассоциации председателей многоквартирных домов Московской области – Елена Канышева и Наталья Скворцова вместо долгих объяснений и обещаний «контроля» просто поехали на ул. Гагарина, 50, оттуда сами позвонили во все надзорные инстанции, объяснили жителям дальнейший алгоритм действий, а подрядчику возможные последствия. Наталья Скворцова, председатель Совета дома на ул. Чкалова, 37, как раз тот человек, который убедил Фонд капитального ремонта расторгнуть договор с недобросовестным подрядчиком «СКС-групп» и доделать кровлю качественно. Так что «дорожную карту» по капитальному ремонту кровли, чтобы потом не было мучительно больно, а точнее сыро, жителям обрисовали достаточно четко. При этом выяснилось, что всех подрядчиков неоднократно предупреждали, что нужно подготовить материалы для быстрого возведения во время дождя определенной конструкции на плоской крыше, чтобы вода стекала вниз, а не в внутрь квартир.

Наталья Скворцова, председатель Совета дома 37 по ул. Чкалова, представитель местного отделения АПСМКД Московской области:

“Подобная ситуация стала возможной в силу нескольких причин:
1) УК не выполнила свои обязанности по предупреждению жителей о том, что в их доме будет проводиться капремонт, а подписав подрядчику допуск, самоустранилась из процесса;
2) Подрядчик не счёл необходимым уведомить жителей о начале работ путём размещения информационной таблички, а также проигнорировал предупреждение ФКР об изменении погодных условий и необходимости подготовить укрывные материалы и не обеспечил контроль выполнения работ нанятыми бригадами.
Два дня жители оставались со своей бедой один на один, и только после публикации в соцсетях появилась хоть какая-то реакция со стороны подрядчика и управляющей компании. Поразило то, что поначалу представитель подрядчика попытался переложить часть вины на жителей, обвиняя их в том, что они поднимают шум и не дают работать. К счастью, жители напор выдержали. Сначала несмело, а потом всё активнее и активнее они стали заявлять о своих правах. Поняв, что в стороне отсидеться не удастся, подключилась УК. Но если бы жители сидели тихо по своим норкам, никуда не жаловались и терпеливо ждали у моря, образовавшегося в их квартирах, погоды и милости от подрядчика, единственное, что ожидало бы их впереди – это участь «Титаника», потопленного самоуверенностью и халатностью подрядчика”


Однако безумству наглых поем мы песнь, поэтому во время дождя просто попытались закрыть подложкой и пленкой, через которые все также текла вода.
Когда, казалось бы, выступили все, к общению с народом решил подключиться представитель подрядчика Дмитрий Мизирев: Мы даем его выступление без купюр, с сохранением орфографии и пунктуации: «День добрый всем ! Я понимаю что крыша потекла на Гагарина 50 . Которые люди написали (Титаник тонет ) лучше поддержали их чем писать всякую ерунду все жильцы этого дома понимаю что крыша была плохая . А из этих всех жильцов есть один человек которая начиная раздувать из мухи слона». Примерно в таком же тоне он продолжил общение с жителям, пытаясь их «срезать», уточняя адрес.

Елена Канышева, председатель местного отделения АПСМКД Московской области:

“В такой ситуации можно рекомендовать следующий алгоритм действий, в основе которого находится обязательность согласования акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ с лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений в доме ( ч. 2 ст. 190 ЖК РФ). Согласование происходит путем подписания акта представителем собственников. До тех пор, пока такой подписи не будет, работы считаются невыполненными, соответственно нет оснований для оплаты работы подрядчика.
1).Организовать проведение общего собрания собственников с повесткой о выборе лица, уполномоченного представлять интересы собственников помещений в приемке работ и услуг по капитальному ремонту с правом подписи актов приемки. Обязанность принятия решения о таком представителе именно на общем собрании предусмотрена п. 5 ч. 5 ст. 189 ЖК РФ. Следует обратить внимание, что собственники имеют право в любое время до подписания акта приема работ выбрать такое уполномоченное лицо.
2). Обратиться в орган местного самоуправления с заявлением, в котором следует указать на желание участвовать в приемке работ по капитальному ремонту общего имущества. Этот шаг необходимо сделать для своевременного информирования сотрудников местной администрации о том, что на вашем доме выбран, либо находится в процессе оформления результатов общего собрания, представитель собственников. При этом выглядит разумным подача такого заявления параллельно с организацией общего собрания, если времени до окончания работ осталось немного.
3). Когда решение собрания принято, специалисту переданы необходимые полномочия, уполномоченное лицо, либо его доверенное лицо, имеет право знакомиться с проектной и сметной документацией, со всеми изменениями, которые часто вносятся в процессе осуществления работ. Экземпляры документов находятся у регионального оператора, который «выполняет функции технического заказчика», а по сути является заказчиком, и у подрядной организации, которая непосредственно осуществляет работы. Представителю собственников обязаны предоставить все документы”.

К вечеру пятницы на доме установили информационную табличку, однако вода по прежнему протекала в квартиры. В субботу в одном из подъездов отключили электричество, потому что электрощитки тоже залило водой. В одной из квартир живет пожилая одинокая женщина с астмой, она уже несколько дней подставляет тазы и ведра и наблюдает, как абсолютно мокрые обои просто отходят от стен. В другой квартире в темноте пожилая семья в растерянности от собственной беспомощности сидит в темноте и сырости. В третьей квартире провалился реечный потолок на кухне. А подрядчик отказывается устанавливать временные конструкции, уверяя, что уж на следующей неделе дождей точно не будет. Видимо, он научился смотреть прогноз погоды, но пока еще не знает, что синоптики часто ошибаются.

 

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.