Приоритеты сертификации беспилотных авиационных систем

1012
Беспилотная авиация считается достаточно новым явлением, поэтому пока четких требований по эксплуатации не имеет. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского принимает участие в обеспечении нормативного регулирования полетов беспилотников в рамках создания опытного района применения беспилотных авиационных систем в Томской области.

Младший научный сотрудник Центра экспертизы и сертификации авиационной техники ФГУП «ЦАГИ» Марк Овсянников определил приоритеты работы в этом направлении: “В нашей стране эксплуатация БАС осуществляется в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации и Воздушным кодексом Российской Федерации. В этих документах, в частности, упоминается, что обязательной сертификации и государственной регистрации подлежат беспилотные гражданские воздушные судна с максимальной взлетной массой 30 кг и более (легкие беспилотные воздушные судна – менее 30 кг – учитываются только в государственном реестре). Прохождение указанных процедур невозможно при отсутствии документов, устанавливающих порядок их применения, что ограничивает эксплуатацию БАС и развитие беспилотной отрасли гражданской авиации. Центром экспертизы и сертификации авиационной техники под руководством директора Владимира Шибаева разработан проект норм летной годности БАС, а также дополнительные критерии для определения объема предъявляемых к ним требований по уровню безопасности полетов».

Все эти требования нужны исключительно из-за риска ориентирования беспилотника. Большое значение имеют опасности, которым он может подвергнуться во время полета, такие как плотность воздушного движения, население в охватываемой зоне, отказ подсистем бортового и наземного оборудования и тд. Также оцениваются характеристики самого летательного аппарата. В итоге выработаны следующие критерии: максимальные взлетная масса и кинетическая энергия, тип полетной операции, цели применения.

В случаях, когда беспилотная авиационная система не соответствует заявленным критериям, условия ее использования ужесточаются и в первую очередь определяются объемы необходимого ей воздушного пространства. А характеристики БАС, сопоставимые с пилотируемым летательным аппаратом, обязывают владельцев системы пройти все процедуры сертификации, согласно нормам и требованиям по аэронавигационному обслуживанию, радиосвязи, взаимодействию со службами организации воздушного движения и др.

Предложения ЦАГИ, уже рассмотренные экспертами под руководством Государственного научно-исследовательского института, планируется передать в Министерство транспорта Российской Федерации.

.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.