С крыла на крыло, или Как впервые провели дозаправку в воздухе

2990

Многие наверняка помнят эпизод из художественного фильма «Случай в квадрате 36-80», в котором показана крыльевая заправка самолётов Ту-16 в воздухе. Но мало кто знает, что этот способ заправки был разработан и впервые осуществлён ровно 70 лет назад лётчиками-испытателями Лётно-исследовательского института.
С октября 1948 года в ЛИИ были развёрнуты исследовательские и экспериментальные работы по заправке бомбардировщиков топливом в полёте. Работами руководил инженер В.С. Вахмистров, который предложил схему «шланг – наконечник». Её суть заключалась в следующем: заправляемый самолёт выпускал трос со специальным наконечником, а самолёт-заправщик, идущий в левом пеленге с превышением, выпускал трос с кошкой и грузом. Затем заправщик переходил из левого пеленга в правый. При этом происходило пересечение тросов с последующим соединением кошки с наконечником в один узел, который втягивался в заправщик. Оператор заправщика соединял наконечник со шлангом, и шланг перетягивался на заправляемый самолёт, где соединялся со специальным приёмником в хвостовой части фюзеляжа. После этого производилась перекачка топлива. По окончании заправки шланг отсоединялся и перетягивался обратно на заправщик. При этом стабилизирующий парашют производил расцепку шланга с наконечником, после чего трос с наконечником убирался в заправляемый самолёт. Весь процесс соединения и разъединения занимал около 10 минут.
Для испытания этой системы переоборудовали два бомбардировщика В-25 «Митчелл». Полёты начались 7 мая 1949 года. Самолёт-заправщик пилотировал Л.И. Тарощин, заправляемый самолёт – попеременно И.И. Шунейко и В.Ф. Хапов. Уже первые полёты показали сложность решаемой задачи – выпущенные троса очень сильно болтало в потоках воздуха, и схватить кошкой наконечник получалось не всегда…
В это же время лётчиками-испытателями ЛИИ И.И. Шелестом и В.С. Васяниным был предложен свой вариант дозаправки, получивший название «с крыла на крыло», который заключался в следующем. Самолёты должны были лететь рядом друг с другом крылом к крылу. Из законцовки правого крыла заправляемого бомбардировщика выпускался трос со стабилизирующим парашютом. Самолёт-заправщик, шедший в правом пеленге, начинал маневрировать таким образом, чтобы наложить этот трос на штангу, выдвинутую из торца своего левого крыла. Трос, скользя вдоль штанги, попадал в замок-кольцо и вытягивал из крыла заправщика шланг. После этого трос подтягивался бомбардировщиком, а заправщик выпускал шланг, который тянулся вслед за тросом. Когда шланг достигал крыла бомбардировщика, он стыковался с заправочной магистралью и начиналась перекачка топлива. После завершения дозаправки заправщик втягивал шланг, а бомбардировщик убирал трос. Процесс соединения и разъединения занимал всего около 3 минут.
Для отработки этой системы было выделено два бомбардировщика Ту-2. Полёты начались 6 мая 1949 года, самолёты пилотировали И.И. Шелест (заправляемый самолёт) и Амет-хан Султан (заправщик). 15 июня 1949 года ими была выполнена первая в стране крыльевая заправка. Тогда же И.И. Шелестом и В.С. Васяниным была разработана экспериментальная схема и методика заправки горючим в полёте истребителя. 19 июля 1949 года впервые был осуществлён перелив горючего с Ту-2 (лётчик И.И. Шелест) на реактивный истребитель Як-15 (лётчик Амет-Хан Султан).
19 августа 1949 года И.И. Шелест и В.С. Васянин подали заявку в патентный отдел Совета Министров СССР на изобретённую ими крыльевую систему заправки самолёта в воздухе и в мае следующего года получили патент на своё изобретение.
А как же обстояли дела у группы В.С. Вахмистрова? Ровно через два месяца после первой крыльевой заправки, 15 августа 1949 года Л.И. Тарощиным и И.В. Эйнисом на самолётах В-25 была выполнена первая автоматическая заправка методом «шланг – наконечник». Однако вскоре испытания системы были приостановлены из-за её ненадёжной работы.
В итоге 2 ноября 1949 года было принято решение рекомендовать на вооружение крыльевую систему заправки и оснастить ею бомбардировщики Ту-4 Дальней авиации.
10 марта 1950 года начались испытания крыльевой заправки на двух самолётах Ту-4. Заправляемый бомбардировщик пилотировал И.И. Шелест, заправщик – А.П. Якимов. 12 мая 1950 года ими была выполнена первая крыльевая заправка Ту-4. 19 июля 1950 года в Жуковский прибыли военные лётчики-испытатели В.А. Иванов и А.В. Сарыгин, которые после ознакомительного полёта на дозаправку перегнали два Ту-4 на аэродром Чкаловский для госиспытаний крыльевой системы заправки.
Параллельно с 1 апреля 1950 года на двух самолётах Ту-4 проводились испытания системы «шланг – наконечник». Их проводили А.А. Ефимов (на заправляемом самолёте) и Г.М. Шиянов (на заправщике), ведущими инженерами были В.С. Вахмистров и В.Я. Молочаев. До 8 августа 1950 года было выполнено более 20 полётов, однако систему «шланг – наконечник» на госиспытания так и не передали из-за её ненадёжной работы.
По результатам госиспытаний крыльевой системы заправки военными был выдвинут ряд новых требований. В сжатые сроки И.И. Шелест и В.С. Васянин усовершенствовали конструкцию разработанной ими системы, и 2 апреля 1951 года начался новый этап испытаний, который проводили И.И. Шелест (на заправляемом Ту-4) и Г.М. Шиянов (на заправщике). Ведущим инженером был В.С. Васянин. После выполнения 15 испытательных полётов 28 июля 1951 года самолёты были переданы военным лётчикам. В августе 1951 года И.И. Шелестом и Павленко (на заправляемом самолёте), А.В. Сарыгиным и А.С. Донских (на заправщике) были проведены совместные испытания усовершенствованной крыльевой системы заправки, которая в итоге получила положительную оценку.
16 августа 1951 года начались контрольные испытания усовершенствованной системы «шланг – наконечник». Их проводили А.А. Ефимов и Павленко (на заправляемом Ту-4), Г.М. Шиянов и А.С.Донских (на заправщике). Преимуществом этой системы перед крыльевой системой на данном этапе было то, что она позволяла осуществлять дозаправку не только днём, но и ночью – 5 сентября 1951 года С.Н. Анохин (на заправляемом Ту-4) и Г.М. Шиянов (на заправщике) выполнили первую в стране ночную дозаправку. Не желая отставать, И.И. Шелест и В.С. Васянин оперативно доработали свою систему, и 1 ноября 1951 года И.И. Шелест (на заправляемом Ту-4) и Я.И. Верников (на заправщике) выполнили первую ночную крыльевую заправку.
В конце ноября 1951 года обе системы дозаправки были переданы на государственные испытания, которые проводились на аэродроме ЛИИ. Испытания крыльевой системы проводили И.И. Шелест и А.К. Стариков (на заправляемом Ту-4), А.В. Сарыгин и В.К. Бобриков (на заправщике); испытания системы «шланг – наконечник» – Павленко и П.А. Таран (на заправляемом Ту-4), С.М. Антонов и А.С. Донских (на заправщике). После успешного завершения госиспытаний Постановлением Совета министров СССР от 28 марта 1952 года крыльевая система заправки для самолётов Ту-4 была принята на вооружение. Перспективную систему «шланг – наконечник» признали требующей доводки. 22 августа 1952 года И.И. Шелеста и В.С. Васянина назначили Главными конструкторами специальной системы заправки самолётов в воздухе. По их чертежам на авиазаводе № 18 в Куйбышеве крыльевой системой дозаправки были оснащены 54 самолёта Ту-4.
22 августа 1954 года Игорь Иванович Шелест записал в своём дневнике: «Успешно закончили все испытания, труд 5,5 лет закончился. Систему удалось довести, и она теперь действительно хорошо работает». Радость была омрачена потерей – 26 сентября 1954 года после тяжёлой болезни скончался друг и соратник Виктор Сергеевич Васянин.
Полученный опыт освоения и эксплуатации крыльевой системы заправки на Ту-4 позволил во второй половине 1950-х годов создать и отработать модификацию подобной системы для заправки бомбардировщиков Ту-16, способных нести крылатые ракеты. В конце 1970-х годов И.И. Шелест рассказал об эпопее с отработкой крыльевой заправки в одной из своих книг, которую так и назвал – «С крыла с крыло».
В заключении хочется отметить, что труд инженеров и лётчиков ЛИИ был не напрасен – крыльевая система заправки использовалась лётчиками Дальней авиации вплоть до середины 1990-х годов. Низкий поклон её создателям и испытателям!

Андрей Симонов

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.