Перспективный турбовинтовой двигатель (ТВД) ВК-800 установлен на летающей лаборатории Як-40ЛЛ
Вначале летные испытания опытного образца мотора ВК-800 (по предварительным данным установлена модификация СП) на самолете летающей лаборатории Як-40ЛЛ, принадлежащей СибНИА им. С.А.Чаплыгина, намечено было начать в конце осени 2025 г., однако решили это выполнить в конце июня – начале июля.
Вначале были проведены наземные испытания двигателя в составе самолета, а 27 июня совершен подлет Як-40ЛЛ с 25% мощности ВК-800. Согласно докладу экипажа, все прошло нормально. Теперь предстоит полноценный испытательный полет Як-40ЛЛ с ВК-800.
ТВД ВК-800 (мощностью от 807 л.с. до 877 л.с.) создается в разных модификациях: в частности, вариант ВК-800СМ предназначен для однодвигательного многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», модификация ВК-800СП – для учебно-тренировочного самолета УТС-800 и российско-белорусского регионального самолета ЛМС-192 «Освей». Также мотор ВК-800СМ планируется использовать для ремоторизации самолетов местных воздушных линий (МВЛ) L-410.
Стоит сказать, что конструкторская документация на мотор ВК-800С была приобретена АО «УЗГА» у компании «ОДК-Климов» в 2016 г. Однако в 2020 г. по результатам выполненных расчетов, анализа конструкции и испытаний двигателя руководство АО «УЗГА» приняло решение отказаться от «климовского» ТВД ВК-800С. В июле 2020 г. специалисты подразделения «Двигатель» АО «УЗГА» начали проектировать новый двигатель под обозначением ЕМ-610. Двигатель ЕМ-610 разработки УЗГА отличается по конструкции от «климовского» ВК-800С примерно на 99%. Габаритные характеристики у ЕМ-610 поменьше, масса тоже поменьше, а мощность побольше, чем у «климовского» ВК-800. Парадоксально, но факт: мотор ЕМ-610 одновременно обозначается в публикациях и как ТВД ВК-800С.
Разработчики двигателя ВК-800 (ЕМ-610) утверждают, что ТВД ВК-800 по ряду параметров лучше аналогичного американского двигателя H80 компании GE AviationChech. Мотор Н80 представляет собой улучшенную модификацию хорошо проверенного надежного двигателя Walter M601, производившегося чешской компанией Walter Aircraft Engines (теперь входит в GE Aviation), т.е. приобретена США у Чехии.
ТВД H80 американской компании GE Aviation получил сертификат типа Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2011 г. Это первый двигатель американской компании GE Aviation, который был сертифицирован по европейским стандартам. Мотор устанавливается на самолетах МВЛ L-410.
ТВД Н80 сейчас стоит на опытных образцах самолетов ЛМС-901 м УТС-800, проходящих летные испытания. Утверждается, что ВК-800 меньше масса, удельный расход топлива и больше мощность, но про ресурс пока молчание.
Пассажирский самолет Як-40ЛЛ с бортовым номером RA-87251 (в настоящее время) был изготовлен на Саратовском авиазаводе в 1973 г. После 20 лет эксплуатации на регулярных рейсах в Литовском управлении гражданской авиации СССР, в 1993 г. машина сменила регистрацию и была передана в СибНИА им. С.А.Чаплыгина.