Перспективный турбовинтовой двигатель (ТВД) ВК-800СМ для самолета ЛМС-901 «Байкал» планируют передать на летные испытания в октябре текущего года
В прошедшем мае в Дивизионе «Двигатели» АО «Уральского завода гражданской авиации (УЗГА)» проходили наземные испытания несколько опытных образцов двигателя ВК-800 мощностью от 807 до 877 л.с. Мотор ВК-800 создается в нескольких модификациях, в частности, модификация ВК-800СП предназначена для самолета УТС-800, а вариант ВК-800СМ – для самолета ЛМС-901 «Байкал».
Летные испытания опытного образца мотора ВК-800СМ на самолете летающей лаборатории Як-40ЛЛ, принадлежащей СибНИА им. С.А.Чаплыгина, намечено начать в конце осени 2025 г.
Ранее летные испытания ТВД ВК-800СМ на самолете летающей лаборатории Як-40ЛЛ должны были начаться в третьем квартале 2023 г., а на третий квартал 2024 г. был запланирован первый испытательный полет самолета ЛМС-901 с ТВД ВК-800СМ. Начало серийного производства моторов ВК-800СМ намечалось на 2025 г. Сейчас стало ясно, что программа по созданию двигателя ВК-800 и его сертификация сдвинута «вправо» приблизительно на год.
Стоит сказать, что конструкторская документация на мотор ВК-800С была приобретена АО «УЗГА» у компании «ОДК-Климов» в 2016 г. Однако в 2020 г. по результатам выполненных расчетов, анализа конструкции и испытаний двигателя руководство АО «УЗГА» приняло решение отказаться от «климовского» ТВД ВК-800С. В июле 2020 г. специалисты подразделения «Двигатель» АО «УЗГА» начали проектировать новый двигатель под обозначением ЕМ-610. Двигатель ЕМ-610 разработки УЗГА отличается по конструкции от «климовского» ВК-800С примерно на 99%. Габаритные характеристики у ЕМ-610 поменьше, масса тоже поменьше, а мощность побольше, чем у «климовского» ВК-800. Парадоксально, но факт: мотор ЕМ-610 одновременно обозначается в публикациях и как ТВД ВК-800С.
Разработчики двигателя ВК-800 (ЕМ-610) утверждают, что ТВД ВК-800 по ряду параметров лучше аналогичного американского двигателя H80 компании GE AviationChech. Мотор Н80 представляет собой улучшенную модификацию хорошо проверенного надежного двигателя Walter M601, производившегося чешской компанией Walter Aircraft Engines (теперь входит в GE Aviation), т.е. приобретена США у Чехии.
ТВД H80 американской компании GE Aviation получил сертификат типа Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2011 г. Это первый двигатель американской компании GE Aviation, который был сертифицирован по европейским стандартам.
ТВД Н80 сейчас стоит на опытных образцах самолетов ЛМС-901 м УТС-800, проходящих летные испытания. Утверждается, что ВК-800 меньше масса, удельный расход топлива и больше мощность, но про ресурс пока молчание.