50 лет памяти и борьбы

1848

Как в Жуковском празднуют юбилей монумента и игнорируют культуру будущего

В этом году исполняется 50 лет скульптурной композиции «Подвиг», установленной в 1975 году на Быковском мемориальном кладбище в Жуковском. Этот памятник, созданный выдающимся скульптором Виктором Бокаревым, стал символом мужества и героизма солдат Великой Отечественной войны. Фигура солдата, устремлённая в небо с оружием в руках, воплощает бессмертие подвига и силу человеческого духа, рассказывает о войне как о трагедии, а также служит напоминанием о поколении, которое победило в самой страшной войне XX века.

Скульптурные композиции «Подвиг» и «Скорбящая мать» при входе на Быковское мемориальное кладбище были созданы и установлены к 30-летию Победы в 1975 г. Их автором является выдающийся скульптор Виктор Петрович Бокарев. По рассказам современников, в то время было взаимопонимание творческих людей и городской власти, направленное на обустройство города, и при парке культуры работали две художественные мастерские, претворяя план монументального оформления города. Примерно, за год до 30-летия Победы исполкомом Совета депутатов было решено облагородить две братские могилы, в которых во время войны были захоронены военнослужащие, скончавшиеся в госпитале, размещавшимся в здании школы № 1. Могилы находились на неухоженной, тыльной стороне Быковского кладбища. Виктор Бокарев сделал проект скульптурной композиции, который был утвержден худсоветом исполкома. Воплощением грандиозного проекта, на который не было средств, занимались, прежде всего, председатель исполкома Юрий Шелепов и завотделом культуры Виктор Остапенко. По его словам, за полгода до 9 мая Совет директоров городских предприятий поддержал проект, и предприятия обязались помочь, кто чем мог – материалами, в том числе и медью, техникой, специалистами. Композиция создавалась под руководством Виктора Бокарева в старом помещении котельной ЛИИ, где прорубили стену и сделали в ней ворота, чтобы провезти модель. По ней создавали кусковые формы, по которым бригада чеканщиков делала части композиции и впоследствии сваривала их. По воспоминаниям участников, сроки поджимали, и люди работали день и ночь, объединенные одной целью.

У могил на кладбище параллельно производилась отсыпка площади и ее асфальтирование, а на могилах установили гранитные надгробья с фамилиями похороненных, и местность преобразилась. А при входе на Быковское кладбище Виктором Бокаревым была создано скульптурное изображение скорбящей матери. 9 мая 1975 г. состоялось торжественное открытие композиции «Подвиг», ставшей одной из главных достопримечательностей молодого города.

По мнению многих специалистов, композиция выглядит прекрасно — мощно, динамично, современно — и может претендовать, как минимум, на статус регионального памятника культуры. Прошло 50 лет, и за это время на ней не производилось каких-либо профилактических и реставрационных работ, а необходимость назрела.

 

Памятник стоит, а остальное — на грани исчезновения.

Полвека назад такие проекты создавались благодаря усилиям таких людей как Ю. Шелепов, В. Остапенко, В. Бокарев, и других. Так же — по инициативе заслуженных и неравнодушных граждан города , на меценатские средства, и в духе подлинного гражданского участия — в Жуковском в 1993 г. началась история другого проекта галереи «Арт-прим»: «Центра науки, культуры и творчества молодежи», ставшего сегодня самым ярким примером того, как городская администрация умеет не слышать, не видеть и не помнить.

На протяжении последних двух десятилетий семья Бокаревых пытается развивать в городе галерею “Арт.Прим” и другие культурные и образовательные инициативы, без бюджетных вливаний, без личной выгоды.  И вот какие проекты могли бы стать гордостью Жуковского:

– скульптурная композиция, посвященная летчикам-испытателям;

– портрет Героя СССР летчика-испытателя Шеянова;

– скульптурно-архитектурная композиция, посвященная гибели Ю.Г. Гарнаева;

– скульптурная композиция, посвященная А.Н. Туполеву;

– портрет А.Н. Туполева (высота 1,5 м);

– комсомольцам г. Жуковского;

– несколько вариантов въезда в город;

– скульптурная композиция для площади Громова;

– скульптурные композиции, посвященные науке;

  • скульптурная композиция и 4-метровая фигура Ю. Гагарина (впоследствии разрушена);
  • 6-метровая скульптурная композиция, посвященная работникам ЦАГИ, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;

– С.В. Рахманинов для музыкальной школы и другие скульптурные композиции.

Все эти проекты были бы реализованы если бы эти инициативы не игнорировались и откровенно блокировались администрацией города.

 

Центр, которого нет: 20 лет попыток построить будущее

Кульминацией культурной программы стало создание проекта «Центр науки, культуры и творчества молодежи», включающего здание площадью 5 125 м² на участке ТПУ «Отдых» с полноценной проектно-сметной документацией, экспертизами, архитектурным проектом и официальным разрешением на строительство. Всё — на частные средства и инвестиции, без претензий на бюджет. Общая сумма вложений — многомиллионная, накопленная усилиями частных лиц, которые верили в то, что этот проект станет важной частью будущего города. В этом центре дети, подростки и взрослые могли бы заниматься наукой и искусством, творить в мастерских и участвовать в выставках. Центр мог бы стать новой точкой притяжения молодежи — настоящим пространством созидания.  Однако, на протяжении всего времени Администрация, являющийся одновременно арендодателем земельного участка, недобросовестно вела себя по отношению учреждения – арендатора земельного участка, препятствовала возможности освоения земельного участка в полном объеме, несмотря на наличие разрешений; игнорировала судебные решения, обязывающие выдать необходимые документы; препятствовала на всех этапах, что привело к стагнации проекта. Проект не только не был поддержан, но и фактически уничтожался руками администрации города. Особенно абсурдным это выглядит в условиях, когда город нуждается в подобных инвестициях и уже десятилетия не может решить проблемы с помещениями ЖАТа, МАИ, музея авиации и других объектов городского и федерального значения. В таких условиях, быть против строительства современного, дорогостоящего универсального объекта для этих целей — по меньшей мере, вызывает удивление и печаль — и этот абсурд видимо войдёт в историю и летопись города.

Память, которой мешают жить

Юбилей памятника «Подвиг» — отличный повод задуматься: а за какие подвиги нас будут помнить через 50 лет? Останется ли в памяти история о том, как люди десятилетиями пытались построить культурный центр, а им в ответ — административная глухота? Или история о том, как здравый смысл, как подвиг — художественный, человеческий, гражданский — снова и снова вытесняется из городской жизни за ненадобностью? Куратор галереи «Арт-прим» София Бокарева считает: «Мы продолжаем работать: писать, строить, создавать и верить, что город — это не администрация. Город — это люди, память и культура. Надеемся, что время все исправит и поставит на свои места».

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"