Официально город Жуковский возник благодаря указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1947 года, приуроченного к столетнему юбилею Николая Егоровича Жуковского. При этом мало кто знает, что еще в январе 1947 года было принято решение о переименовании поселка Стаханово в поселок Жуковского. А спустя три месяца населенный пункт стал городом. Но еще несколько лет наш город оставался городом в составе Раменского района. 4 декабря 1952 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Жуковский обрел статус города областного подчинения.
При этом фактическая история центра авиационной науки и техники – на несколько лет раньше.
Основной отправной точкой в истории Жуковского стоит считать 13 августа 1933 года. В этот день было принято решение о строительстве комплекса Нового ЦАГИ вблизи платформы «Отдых». В 1935 году состоялась закладка корпуса аэродинамических труб. Возникший на огромном пустыре между деревней Колонец, поселками Кратово и Ильинский новый населенный пункт получил в 1938 году наименование Стаханово, в честь знаменитого шахтера-рекордсмена Алексея Стаханова. До Великой Отечественной войны поселок представлял собой несколько улиц с бараками и скромными двухэтажными домиками. Эти строения, располагавшиеся на улицах Серова, Осипенко, Комсомольской, по четной стороне улицы Чкалова давно ушли в историю, оставшись лишь на старых фотографиях. Но, помимо временных сооружений, в Стаханово к 1941 году были и капитальные постройки — это знаменитые Первый и Пятый дома по улице Жуковского, квартал из пяти домов по улицам Чкалова, Маяковского и Пушкина, первая школа, детский сад, пожарная часть, баня, столовая № 3 и прачечная.
8 марта 1941 года началась история Летно-исследовательского института, ставшего уникальным центром испытаний всех новых образцов летательных аппаратов, созданных в советское время. В годы Великой Отечественной войны на территории аэродрома ЛИИ расположились авиационные части, выполнявшие боевые задания. В поселковой школе разместился госпиталь.
1950-е гг. стали временем расцвета нового города. В это время были построены удивительные по красоте неоклассические дома старого города, появился квартал коттеджной застройки «Дворянское гнездо», сооружены несколько школ и возник больничный городок. В начале 1950-х годов была осуществлена грандиозная стройка новой взлетно-посадочной полосы Летно-исследовательского института, потребовавшая переноса на другое место древнего села Новорождествено.
С ростом населения города встала необходимость в его расширении. С начала 1960-х годов началась ликвидация деревни Колонец, на месте которой встали новые многоэтажные городские кварталы. Символично, что первая по времени застройки улица микрорайона Колонец получила имя в честь жителя деревни, Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Дугина. Помимо Колонца в черту города вошли и части соседних поселков. В 1965 году решением Московского областного совета в состав Жуковского передали район Горельники, улицу Луховицкая и Нижегородская, входившие до этого в состав Кратова, а также часть территории Ильинского. Постепенно город приобрел границы, к которым мы привыкли.
Уникальность Жуковского постепенно стирается в угоду унификации всех городов Подмосковья, спущенного сверху. Ликвидация местного самоуправления только усилила этот процесс. Однако в городе остались люди, которые помнят его былую славу и самобытность, любят его и оберегают ту жуковскую идентичность, которая сделала его известным далеко за пределами области и страны.
Мы поздравляем любимый город и жуковчан с еще одним днем рождения и по традиции все еще надеемся, что человек полетит опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.